ОБЗОР - Мобильные операторы ищут рецепты победы над стагнацией

МОСКВА, 9 июл - РИА Новости. Бизнес телеком-операторов неумолимо теряет темпы роста, и все участники рынка ищут рецепты выхода и из этой ситуации, заявил недавно Владимир Евтушенков, основатель АФК «Система», основного акционера МТС. Отраслевые эксперты уверены, что найти такой выход будет не так-то просто.

«Телекомам нужно искать новую сторону развития, которая повысит их ценность. То, что десять лет назад взлетало высоко вверх, сегодня ведет тяжелую изнурительную борьбу с постоянным уменьшением акционерной стоимости. И все, конечно, озабочены только одним: как найти и вдохнуть новую жизнь в телекомы, чтобы они снова развивались», - сказал основатель Евтушенков в интервью Forbes.

Аналитики обращают внимание на то, что компании уже многое испробовали, пытаясь выбраться из тупика.

«Покупками наши операторы уже пробовали все улучшить и все только ухудшилось. Купили проводные бизнесы, а теперь избавляются от них, вложили огромные средства в покупку ритейла, а сейчас закрывают магазины за нерентабельностью, - рассуждает глава агентства Telecom Daily Денис Кусков. - Поэтому основное возможное направление, которое позволяло бы операторам увеличивать выручку - это увеличение разнообразия услуг, их количества и объемов использования».

СЕМЕЙНЫЕ ТЕЛЕКОМЫ

Сейчас операторы, в первую очередь МТС и «Вымпелком» делают ставку на запуск предложений с общим трафиком потребления услуг на семью, что позволяет с одной стороны повысить лояльность, а также увеличение потребляемых услуг, так как оптом люди будут заказывать все равно больше.

Необходимо также использовать те возможности, которые есть у операторов через собственные розничные сети, а именно удобное расположение и выход к конечному потребителю для создания предложений по банковским и страховым услугам, продажам через интернет и получения товаров при заказах через интернет не в точках продаж, резюмирует Кусков.

МТС делает ставку на мобильный интернет - в то время как среднегодовой темп роста телекоммуникационного рынка в России до 2016 года составит порядка 3%, а доходы от мобильного и фиксированного «голоса» будут падать в среднем на 1-2% в год, среднегодовой темп роста мобильного широкополосного доступа составит 16%, говорят в МТС.

Другим важным направлением развития стала розница. Концентрация розничной сети МТС на продаже бюджетных смартфонов позволила увеличить проникновение этих устройств до 34,6% по итогам первого квартала 2014 года, что положительно сказалось на росте выручки от мобильной передачи данных, которая увеличилась на 42% по сравнению с первым кварталом 2013 года.

Развитие банковского направления стало для МТС дополнительным источником доходов. Финансовые сервисы обеспечивают рост лояльности к бренду, увеличивают время жизни абонента в сети МТС и увеличивают ARPU (среднемесячный доход с абонента). Также банковское направление стимулирует рост проникновения смартфонов за счет кредитных предложений.

Приобретение доли в онлайн-ритейлере Ozon также окажет синергетический эффект на бизнес оператора. В частности компания намерена обеспечить эксклюзивный доступ продукции и услуг МТС к каналам продаж Ozon, активно использовать материально-техническую инфраструктуру компании, его службы доставки, возможности ИТ и отраслевой опыт для развития собственного интернет-магазина, говорит пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников.

ЧЕМ ПРОЩЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

«Рост рынка действительно замедляется. Сегодня в России один из самых высоких в мире показателей проникновения услуг сотовой связи. На текущем непростом этапе развития рынка в выигрыше будет тот оператор, который быстрее других сможет по максимуму упростить получение своих услуг клиентами», - говорит пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева.

«Мы работаем над созданием лучшего клиентского опыта на рынке и уверены, что это позволит нам обеспечить устойчивый рост, достаточную прибыльность и будет приносить стабильный денежный поток акционерам», - говорит Айбашева.

При этом компания активно смотрит в направлении повышения эффективности операций за счет пересмотра исторически сложившейся бизнес-модели телекоммуникационного оператора и ищет новые области роста в таких направлениях, как продажа устройств, мобильные финансовые услуги и конвергентные продукты.

РОСТ МОЖНО КУПИТЬ

«Слияния и поглощения могут быть весьма эффективны для увеличения роста бизнеса, однако подобные решения должны быть результатом продуманной корпоративной политики. Успех M&A зачастую заключается не в покупке, а в эффективности интеграции актива. Так, например, благодаря успешной работе команды «Мегафона» по интеграции компании «Скартел», приобретенной в октябре 2013 года, нам удалось получить позитивный эффект в самые кратчайшие сроки», - говорит пресс-секретарь «Мегафона» Олеся Яременко.

В результате сделки «Мегафон» получил два диапазона частот по 30 МГц, используемых для скоростной передачи данных – LTE. Количество трафика, проходящее через эти каналы, стало в разы больше, выросло его качество, снизились скорость и время отклика. В результате себестоимость единицы трафика стала для оператора дешевле.

Уже к концу 2013 года, то есть за три месяца с момента приобретения, «Скартел» смогла выйти на безубыточность. Новый частотный ресурс, появившийся у «Мегафона» в результате сделки, позволил в феврале этого года осуществить запуск высокоскоростной сети LTE-Advanced.

«Любой бизнес рано или поздно замедляет темпы роста. В таких ситуациях необходимо обратить внимание на новые перспективные направления. К примеру, в телеком-отрасли сейчас постепенно стагнирует сегмент голосовых услуг, но это не значит, что рынок находится в упадке. На смену звонкам и смс приходят более прогрессивные направления – мобильный интернет, дополнительные услуги и новые бизнесы», - говорит Яременко.

Сейчас бизнес операторов – это линейка из нескольких десятков продуктов. "Мегафон" планирует наращивать доходы, в том числе за счет новых бизнесов, таких как мобильные финансы, видео-контент, синергия телекома и страховых услуг на базе аналитики «больших данных» (big data). Эти направления должны компенсировать снижение роста в основных направлениях бизнеса – передаче голоса и смс, говорит Яременко.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.