Москва, 18 апреля. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Алишер Усманов по версии журнала Forbes в 2013 году сохранил за собой статус богатейшего бизнесмена России - его состояние оценивается в 17.6 млрд долларов.
По сравнению с прошлым годом капитал господина Усманова уменьшился на 500 млн долл.
Второе место в рейтинге Forbes занимает совладелец "Альфа-Групп" Михаил Фридман, доход которого составил 16.5 млрд долл.. Третье место занял, поднявшись на семь позиций, глава "НОВАТЭКа" Леонид Михельсон с 15.4 млрд долларов.
Как пишет Forbes, минувший год был весьма удачным для Алишера Усманова. Его инвестиции в Facebook окупились сторицей. На IPO весной 2012 года социальную сеть оценили в 105 млрд долл., а первый пакет Facebook Усманов и его младший партнер Юрий Мильнер (№102) купили весной 2009 года, исходя из оценки всей компании в 6.5 млрд долл. Продав на IPO часть своих акций, партнеры выручили около 1.6 млрд долл., окупив затраты на покупку всего пакета и получив более 500 млн долл. чистой прибыли. Когда величайшее интернет-IPO обернулось кошмаром инвесторов, Усманов наблюдал за падением котировок с абсолютным равнодушием.
Той же весной Усманов увеличил до контрольного свой пакет акций сотового оператора "Мегафон". Для покупки недостающих 18.7% у "Альфы" и TeliaSonera ему даже не пришлось искать деньги. Накануне сделки "Мегафон" впервые в своей истории выплатил дивиденды, и свою часть, около 2 млрд долл., Усманов потратил на покупку акций у партнеров. Он остался должен TeliaSonera 1.16 млрд долл., но эту сумму компания получит в течение четырех лет дивидендами "Мегафона".
Лишь эти две операции должны были увеличить состояние Усманова примерно на 5 млрд долларов. Он остался на первом месте в рейтинге Forbes, но его состояние не выросло, а снизилось на 500 млн долл. Почему? По сути, на эти 5 млрд долл. увеличились состояния давних партнеров Усманова по холдингу "Металлоинвест" Андрея Скоча (№19) и британца Фархада Мошири, впервые попавшего в мировой список миллиардеров. В 2012 году они стали совладельцами активов на общую сумму около 13 млрд долл., единоличным собственником которых был Усманов. Царский подарок? Все несколько сложнее.
Впервые о том, что партнеры по "Металлоинвесту" станут совладельцами других его активов, Усманов заявил в интервью Forbes в марте 2012 года. «Мы сейчас находимся в процессе консолидации активов под единый холдинг. ...Мои партнеры могут войти во все активы по цене затрат, если захотят», — говорил Усманов.
Партнеры захотели, и в конце 2012 года компания USM Holdings обрела законченный вид: "Металлоинвест", активы холдинга Garsdale ("Мегафон" и Yota), интернет-активы (Mail.ru Group, DST Global и DST Global II) и 50% телевизионного холдинга UTH Russia (каналы "Ю" и Disney Russia). Вне USM Holdings остались ИД "КоммерсантЪ", единственным владельцем которого является Усманов, и акции футбольного клуба Arsenal, которыми Усманов владеет совместно с Мошири, а также личное имущество и сбережения Усманова. В новом холдинге ему принадлежит 60%, Владимиру Скочу (отцу депутата Госдумы Андрея Скоча) — 30%, Фархаду Мошири — 10%.
Подробности взаимных расчетов партнеров USM Holdings не раскрывались. В результате, например, доля Усманова в "Металлоинвесте" увеличилась с прежних 50% до 60%, или примерно на 1.5 млрд долл. Его доли в прочих активах сократились с 100% до тех же 60%, рыночная стоимость переданных Скочу и Мошири 40% превышает самые высокие оценки 10% "Металлоинвеста". Чтобы понять логику и экономику этой сделки, надо внимательнее присмотреться к истории отношений Усманова с партнерами.
Аббревиатура USM в названии холдинга, как объяснял Усманов, образована из первых букв фамилий его владельцев: Усманов, Скоч, Мошири. Но одновременно это первые буквы фамилии самого Усманова — и эта многозначность довольно точно отражает суть компании. Усманов в USM Holdings — управляющий партнер с почти не ограниченными полномочиями. Его младшие партнеры имеют только "экономический интерес": они не могут голосовать акциями, не могут продать их третьим лицам без согласия Усманова, у них нет права вето по вопросам, связанным с управлением USM Holdings, его подразделением USM Telecom или "Мегафоном". Иными словами, Скоч и Мошири передали Усманову почти все права по управлению их совместным имуществом, сохранив лишь право на получение доходов от него. Но, по сути, корпоративные правила USM Holdings формализовали давно существующий порядок вещей в отношениях Усманова с его партнерами.
Чтобы оставаться партнером богатейшего бизнесмена России, надо соблюдать два главных правила: доверять его деловому чутью и одобрять все начинания. Даже если кажется, что на этот раз чутье Усманова обманывает, а новый проект выглядит абсурдным. Партнеры со своим мнением Усманову не нужны, рано или поздно он с ними расстается. Так, Лев Кветной (№36) был партнером Усманова с начала 1990-х на протяжении более десяти лет и выступал категорически против покупки "Михайловского ГОКа" у нынешнего премьера Грузии Бориса Иванишвили за огромные по меркам 2005 года 2 млрд долл. Доводы о грядущем росте фондового рынка и непубличных активов его не убеждали. «Он им тогда говорил: куда мы лезем, зачем? Свою половинку (500 млн долл.) в год имеем, и хорошо, какая еще рыночная капитализация», — вспоминает один из давних знакомых бизнесмена. Вскоре после той сделки Кветной продал свою долю в компании "Газметалл", совладельцами которой были Усманов и Скоч. В 2006 году Кветной получил 1.5 млрд долл.
При покупке "Михайловского ГОКа" Усманову помог деньгами Василий Анисимов (№38) и стал акционером холдинга "Металлоинвест", но в разгар кризиса 2008 года он посчитал бредовой идею вложить 1 млрд долл. в акции Facebook. "Металлоинвест" был загружен не более чем на четверть, цены на железную руду упали в разы, акции компании были заложены по банковским кредитам. В рамках традиционной бизнес-логики Анисимов был прав, выступая против инвестиций в интернет. Но Усманова поддержал Скоч, и "последний миллиард" был вложен в интернет, а Анисимов перестал быть совладельцем "Металлоинвеста". Его пакет достался "ВТБ" за 2.5 млрд долл., из которых 1.9 млрд долл. банк тут же забрал в счет девелоперских долгов Анисимова. В конце 2012 года "Металлоинвест" выкупил этот пакет обратно, и партнеры по холдингу разделили его между собой.
Отказавшиеся слепо верить в чутье Усманова Кветной и Анисимов не сели на хлеб и воду, но сегодня их нет в USM Holdings, огромная часть которого была построена на проектах, казавшихся несбыточными. Кто сказал, что для успеха в бизнесе обязательно быть недоверчивым?
Второе место в рейтинге Forbes занимает совладелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман, доход которого составил $16,5 млрд. Третье место занял, поднявшись на семь позиций, глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон с $15,4 млрд.
Комментарии отключены.