МОСКВА, 9 апр - РИА Новости. Многие российские автомобилисты в преддверии запланированного на 12 апреля повышения стоимости ОСАГО столкнулись с тем, что страховые компании под разными предлогами не оформляют страховку до заветной даты по более низкой цене, что грозит владельцам автомобилей лишними расходами. Жалуются и на то, что за "скорость" часто навязываются дополнительные услуги.
В России действует система обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). С 12 апреля базовый тариф по ОСАГО будет повышен на 40%, при этом расширяется до 20% коридор, в рамках которого страховые компании могут устанавливать свои тарифы.
Страховщики приводят разные причины своей неторопливости: нет бланков, не работает компьютер, не хватает людей, нужно три дня на оформление (а через три дня выходные, а в понедельник уже 13 апреля и новые цены). В некоторых регионах прокуратура и ФАС уже проводят проверки, однако, по словам антимонопольщиков, доказать факт сговора будет трудно.
В то же время, как выяснили корреспонденты РИА Новости, многие страховые компании выполняют свою работу добросовестно: страховки оформляются быстро, при этом "нагрузка" в виде страхования жизни или других дополнительных затрат не навязывается.
НЕХИТРАЯ, НО "ЭФФЕКТИВНАЯ" СХЕМА ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ
Удивительные события происходят в столице Северной Осетии Владикавказе. Автовладельцы, приехавшие в среду и четверг к зданию ГИБДД, в непосредственной близости от которого компактно размещены представительства нескольких страховых компаний, не смогли получить ОСАГО из-за одновременного отсутствия бланков у всех страховщиков. Это немедленно вызвало ажиотаж.
"Я шокирована. Действие моего полиса ОСАГО завершено, а новый я оформить нигде не могу, так и езжу без страховки, опасаясь, что остановит ГИБДД и оштрафует. Или, еще хуже, окажусь участником ДТП", - высказала негодование в адрес страховщиков жительница Владикавказа Лаура Хуриева.
При этом оформить ОСАГО можно было в одной из мелких компаний, но с обязательной нагрузкой в виде страхования жизни.
В головном офисе регионального "Росгосстраха", самого крупного страховщика в республике, на отсутствие бланков не ссылались, но и здесь водители не могут оформить страховку. Им предлагают заполнить заявление, которое будет рассматриваться в течение трех дней.
Автолюбители обвиняют компанию в намеренном затягивании времени: в выходные, которые наступят по прошествии этих трех дней, компания не работает, а в понедельник уже вступят в силу новые правила.
Глава регионального отделения Росгосстраха Святослав Касабиев отвергает эти обвинения. "Такого, чтобы мы специально подводили водителей под новые цены, нет",- заявил он РИА Новости.
При этом Касабиев не смог ответить на вопрос, рассчитают ли в "Росгосстрахе" по старой цене полис ОСАГО водителям, написавшим заявления на страховку до начала действия новых правил. "Такую коллизию я, будучи не юристом, вам не уточню",- заявил он.
При этом, по мнению руководителя отделения, цена должна рассчитываться с момента заключения договора. Если это так, то автолюбитель заплатит уже по новой цене, так как договор будет заключен в первый рабочий день по прошествии тех самых трех дней, в течение которых будет рассматриваться заявление. То есть в понедельник, 13 апреля.
АКТИВИЗИРОВАЛСЯ РЫНОК ПОДДЕЛЬНЫХ ПОЛИСОВ
Другой проблемой, спровоцированной искусственным дефицитом полисов ОСАГО, стало появление множества поделок.
Как сообщил председатель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук, по оценкам его организации, каждый десятый полис - поддельный. Причем автолюбители часто сами готовы его приобрести.
"Многие люди сознательно покупают поддельный полис за 1,5-2 тысячи рублей просто для того, чтобы показать его гаишнику", - сказал Форманчук РИА Новости.
Помимо этого, добавил он, есть в обороте и полисы, выданные страховыми компаниями, у которых отозвана лицензия и которые уже не имеют права выдавать полисы ОСАГО.
МОЖНО ЛИ ОФОРМИТЬ НОВУЮ СТРАХОВКУ РАНЬШЕ ВРЕМЕНИ?
Еще одна коллизия обнаружилась в Калининграде. С одной стороны, многие страховые компании в городе заявляют, что оформляют полисы без ограничений. В "Россгосстрахе" корреспонденту РИА Новости предложили оформить ОСАГО по старой цене, причем даже если срок действия полиса еще не истек, а заканчивается, к примеру, в мае. Та же ситуация в фирме "Оранта", в калининградских отделениях компании ВСК.
А вот в одной из точек продаж компании "Зетта страхование" (новое название страховой компании "Цюрих") оформляют страховку только в том случае, если она заканчивается до 12 апреля. На случай, если срок истекает позже, корреспонденту РИА Новости предложили застраховаться от несчастного случая, что означает еще примерно 1 тысячу рублей дополнительных расходов.
ЗАТЯЖКИ БЫЛИ И ПРИ ПРОШЛОМ ПОДОРОЖАНИИ
Проблема искусственного затягивания выдачи полисов ОСАГО не нова, говорит глава Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук. Аналогичная ситуация возникла в сентябре прошлого года, когда в первый раз повышались тарифы по ОСАГО.
"Тогда тоже люди в течение месяца, до 1 октября, не могли купить полис. Сейчас ситуация такая же. Действительно, под разными предлогами - что не работает компьютер, нет полисов, заняты люди, нет экспертов, еще что-то – людям не оформляют полисы ОСАГО. Жалоб на это огромное количество", - сказал Форманчук агентству РИА Новости в четверг.
В Екатеринбурге и Свердловской области наблюдается та же интересная зависимость между желанием автолюбителя потратиться на дополнительные страховки и готовностью страховщика быстро выдать ОСАГО по старой цене.
"Вообще, если человек согласен купить дополнительную страховку – страхование жизни, или застраховать свою квартиру, - то ему полис-то продают. Речь о том, что полис не продают без навязанных услуг", - говорит Форманчук.
По его словам, Российский союз автостраховщиков мониторит ситуацию.
УСЛУГИ "В НАГРУЗКУ" НЕ ПОНРАВИЛИСЬ ПРОКУРАТУРЕ
Сталкиваются с проблемами при оформлении ОСАГО и жители Краснодарского края, считающегося третьим регионом в России по количеству автомобилей на душу населения, сообщил РИА Новости помощник руководителя краевого департамента по финансовому и фондовому рынку Тигран Манасарян.
"Навязывают дополнительные страховки, отказывают в выдаче полисов, если не оформляют допстраховки жизни и здоровья, затягивают сроки выдачи, говорят, что полисов нет - это присутствует. Мы не можем говорить о масштабах проблемы, но она существует. Хотя в крае многое делается для ее решения", - рассказал Манасарян.
По его словам, проблемы в сфере ОСАГО становятся предметом обсуждения на различных совещаниях с участием страховщиков, представителей Банка России, судей, администрации и прокуратуры Краснодарского края.
"Так, по итогам состоявшегося в марте заседания краевой комиссии по финансовой и денежно-кредитной политике было направлено письмо в Российский союз автостраховщиков. После ознакомления с решением краевой комиссии союз направил письма руководителям страховых организаций, в котором сообщил о нарушениях законодательства об обязательном страховании и применении санкций, вплоть до отзыва лицензий", - сообщил Манасарян.
Официальный представитель прокуратуры края сообщил РИА Новости, что прокуроры по заявлению кубанских водителей проводят проверки в отношении работников страховых компаний, отказывающих в заключении договора ОСАГО "в связи с нежеланием клиента заключить дополнительный договор добровольного страхования жизни и здоровья".
В отношении таких страховщиков в крае возбуждены несколько административных производств по статье КоАП РФ "Навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованием федерального закона о конкретном виде страхования". Некоторые нарушители уже оштрафованы, сообщили в прокуратуре.
ФАС: СГОВОР ДОКАЗАТЬ ТРУДНО, НО ОТСТОЯТЬ СВОИ ПРАВА МОЖНО
Если вернуться к вопиющему случаю во Владикавказе, где в расположенных рядом офисах разных компаний одновременно закончились бланки, в том числе в офисе "Росгосстраха", то в управлении ФАС по Северной Осетии говорят, что претензии к "Росгосстраху" у них были и раньше.
"Вопросы к ним возникли давно. Так, у нас более 50 заявлений от автовладельцев, которые заявляют, что в компании при оформлении ОСАГО им в принудительном порядке навязывают страхование жизни, что является грубым нарушением",- отметила представитель ведомства.
Она сообщила, что в 20 случаях водителям уже удалось отстоять свои права.
А вот сговор страховщиков, за три дня до повышения цен одновременно обнаруживших у себя отсутствие бланков, будет достаточно сложно, говорят в УФАС.
Между тем, практика показывает, что региональные управления ФАС регулярно штрафуют, например, сети автозаправочных станций за синхронное повышение цен - в таких случаях поводом для штрафов становится не сам факт сговора, а признаки наличия сговора.
МОГУТ БЫТЬ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ СБОЕВ В РАБОТЕ
Представители властей Краснодарского края, признавая возникшую ближе к 12 апреля проблему с оформлением ОСАГО, тем не менее, говорят и об объективных причинах, которые могут затягивать работу страховых компаний.
По словам помощника главы краевого департамента по финансовому и фондовому рынку Тиграна Манасаряна, есть чисто технические причины.
"В последнее время база АИС (автоматизированной информационной системы) работает со сбоями, так как идет перенастройка в связи с изменениями, вступившими в силу с 1 апреля 2015 года", - пояснил РИА Новости представитель департамента.
ЕСТЬ И ТЕ, КТО РАБОТАЮТ ЧЕСТНО
Корреспонденты РИА Новости в ходе экспресс-мониторинга ситуации с ОСАГО в регионах страны столкнулись с самыми разными случаями, в том числе с такими крайностями, когда представители страховщика в разговоре с клиентом прямо связывали отказ выдавать полис с грядущим подорожанием.
Например, в Ставрополе в страховой компании "РЕСО-Гарантия" корреспонденту РИА Новости рассказали, что до вчерашнего дня страховку сделать было можно, но теперь эта деятельность приостановлена в связи со скорым подорожанием ОСАГО. Сотрудник компании, правда, все-таки предложил оставить сведения о машине и пообещал к вечеру выяснить возможность оформления ОСАГО до 12 апреля.
Комментариями головных офисов этой и других компаний, к которым высказывают претензии автолюбители в регионах России, РИА Новости пока не располагает.
При этом обнаружилось множество страховщиков, работающих честно и оформляющих ОСАГО максимально быстро.
За десять минут были готовы застраховать в отделении компании "Ингосстрах" в Нальчике, не оказалось проблем во Владивостоке в филиалах "Росгосстраха", ВСК и той же "РЕСО-Гарантии". Выше уже упоминались "Росгосстрах", ВСК и "Оранта" в Калининграде.
В уфимском филиале УРАЛСИБа сообщили, что наблюдается ажиотаж, большие очереди, возможно, связанные с повышением цен, но в порядке живой очереди автовладельцы могут получить столь необходимые им сейчас полисы. Выдаются полисы и в уфимском "Росгосстрахе".
Корреспондент РИА Новости в Красноярске обратился в пять местных компаний: "Росгосстрах", СОГАЗ, "Группу Ренессанс Страхование", страховое общество "Надежда", опять же в "РЕСО-Гарантию". В оформлении полиса ОСАГО не отказали нигде.
Двукратный рост желающих оформить ОСАГО наблюдают, начиная с последней недели марта, представители Южного регионального центра "АльфаСтрахование" в южных регионах России. По словам вице-президента "АльфаСтрахования", директора Южного регионального центра компании Евгения Череминина, наплыв связан и с тем, то идут клиенты от других страховщиков, едут клиенты из других регионов. Однако полисы компания выдает в обычном режиме, заверил Череминин.
В Петербурге "РЕСО-Гарантия" заявила о готовности оформить полис хоть до 12 апреля, хоть после. В любой рабочий день пригласили для оформления ОСАГО и в петербургском отделении "Ингосстраха". В компании МСК и в "АльфаСтраховании" также готовы назначить дату заключения договора на любое удобное для клиента время. Нет проблем с оформлением и в компании "Группа Ренессанс Страхование".
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.