НК "ЮКОС" в конце апреля 2003 г. приобрела крупную сеть из 30 АЗС "Кедр-М", ранее принадлежавшую АФК "Система". "ЮКОС" также купил небольшую фирму "НБА-сервис", владеющую одной заправкой в Москве и несколькими в Подмосковье. Руководитель пресс-службы "ЮКОСа" Александр Шадрин подтвердил факт данных приобретений компании.
Сумма сделки не раскрывается. Представитель пресс-службы АФК "Система" поясняет, что холдинг не планирует строить вертикально-интегрированную компанию. Этим и объясняется решение "Системы" продать свои АЗС. По словам собеседника, сейчас "Система" реструктурирует свой нефтяной бизнес, желая сосредоточиться исключительно на добыче нефти.
Как пишут "Ведомости", впервые на московский розничный топливный рынок "ЮКОС" вышел летом 2000 г., купив фирму "Юг-ойл", владевшую 10 АЗС. Тогда в компании говорили, что осторожно присматриваются к этому бизнесу. Присматривался "ЮКОС" примерно два года, а потом провел сенсационную сделку по покупке сети "Гермес-Москва", состоящей из 12 современных автозаправочных комплексов.
Гендиректором и одним из основных владельцев этой сети был Сергей Борисов, президент Российского топливного союза (РТС) и Московской топливной ассоциации (МТА) - общественных организаций, защищающих интересы независимых бензоторговцев от давления крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Вскоре после сделки две сети, приобретенные "ЮКОСом", были объединены.
"Кедр-М" - хотя и крупная, но далеко не самая лучшая сеть в Москве. Лишь малую ее часть АФК "Система" построила самостоятельно, большинство же станций получила в аренду с последующим выкупом у Московского производственного комбината автообслуживания (МПКА) , который в советское время управлял всеми московскими АЗС. Реконструкция на них проводилась весьма поверхностная, с минимальным вложением средств, и по сравнению с современными комплексами ВР, "ЛУКОЙЛа" и того же "ЮКОСа" эти АЗС выглядят непрезентабельно.
По оценке представителя МТА, средняя стоимость "кедровской" заправки может составлять до 300 тыс. долл. Все эти заправки требуют коренной и дорогостоящей реконструкции.
Таким образом, теперь "ЮКОСу" принадлежат 53 автозаправки, что составляет около 8% московского розничного рынка. Больше - 78 АЗС - только у Московской топливной компании (МТК), входящей в полугосударственную Московскую нефтяную (МНК). Эти заправки - остатки МПКА, до сих пор не розданные в аренду.
После завершения сделки по объединению "ЮКОСа" и "Сибнефти" к "ЮКОСу" можно будет приплюсовать станции объединяющейся с ним "Сибнефти" (23 АЗС). И тогда "ЮКОС" почти сравняется с МТК по количеству заправок в московском регионе, имея при этом неизмеримо большие возможности для дальнейшей экспансии на столичном рынке топлива.
Комментарии отключены.