МОСКВА, 5 окт - РИА Новости/Прайм. Норвежская компания Telenor, акционер телеком-холдинга Vimpelcom Ltd. (владеет российским "Вымпелкомом"), в понедельник объявила о намерении продать свою долю, завершив тем самым многолетнюю историю инвестирования в Россию.
Свое решение Telenor объяснил тем, что владеет в Vimpelcom миноритарной долей без возможности контролировать компанию, что вызывало трудности. В связи с этим на основании стратегического обзора совет директоров Telenor решил продать долю в Vimpelcom.
Источники на телеком-рынке полагают, что причиной мог явиться коррупционный скандал в Узбекистане, связанный с деятельностью Vimpelcom, МТС и скандинавской TeliaSonera. Компании подозреваются в даче взяток структурам дочери президента республики Гульнаре Каримовой.
Telenor пока не начал дискуссии с потенциальными покупателями и не планирует торопиться с продажей, сказали РИА Новости в компании. По его словам, второй крупный акционер телеком-холдинга - LetterOne Technologys (L1Technologys, структура "Альфа групп") не обладает правом преимущественного выкупа доли Telenor в Vimpelcom Ltd.
В L1, которая владеет в Vimpelcom 56,2% экономического интереса (47,9% голосов) не стали комментировать заявление Telenor. В то же время, аналитики называют L1 одним из наиболее вероятных покупателей. Они также отмечают, что уход норвежцев будет позитивным для Vimpelcom, поскольку положит конец многолетнему конфликту акционеров компании.
КТО ПОКУПАТЕЛЬ?
Telenor владеет 33% экономического интереса и 43% голосов. У него есть право конвертировать свои "префы" в обыкновенные акции, что позволило бы сохранить голосующую долю. Однако компания объявила, что не намерена проводить конвертацию. В результате, будущий возможный покупатель доли Telenor получит лишь 33% голосов в Vimpelcom.
Аналитики полагают, что покупателя на этот пакет будет найти непросто - как с учетом текущей экономической ситуации, так и с учетом того, что продается миноритарный пакет. Это может быть либо L1, либо финансовый инвестор, полагают они.
"Вряд ли покупателем может быть стратегический инвестор, потому что он столкнется с такими же проблемами, что и Telenor - то есть, с потенциальными стратегическими разногласиями с "Альфой". Быть миноритарным партнером у "Альфы" вряд ли кому-то из стратегических партнеров интересно", - считает аналитик Deutsche Bank Игорь Семенов.
"Из теоретических вариантов остается L1, сам Vimpelcom может выкупить акции, какой-то финансовый портфельный инвестор, который комфортно себя чувствовал бы с "Альфой" и понимал их стратегию, что они планируют делать", - рассуждает он.
По мнению Сергея Либина из Райффазенбанка, наиболее очевидный покупатель – L1. "Было бы логично предположить, что это наиболее реальный претендент, тем более деньги, в общем-то, есть. Сейчас Vimpelcom стоит не очень дорого относительно мировых аналогов. Я думаю, что момент для входа может быть вполне интересным для "Альфы". Но вопрос, хотят ли они стратегически получить такой большой пакет", - сказал он
Для самой компании покупка 33%-ного пакета была бы дорогостоящей инвестицией, считает Либин.
"Для чего это делать? Купить и погасить или использовать в сделках M&A? Для казначейского пакета 33% - это, мне кажется, очень много", - отметил он. "Это может быть либо "Альфа", либо другой инвестор, которому придется быть в связке с "Альфой", а история показывает, что с "Альфой" трудно", - отметил Либин, вспоминая корпоративные конфликты между Telenor и "Альфа групп".
"Кто может быть покупателем – это one million dollar question. На самом деле сложно предположить, кто в итоге им станет. Очевидным претендентом, естественно, является LetterOne, но на мой взгляд, все не столь однозначно", - говорит Сергей Васин из Газпромбанка.
Он считает, что вряд ли актив может быть интересен российским операционным компаниям – МТС или "Мегафону". Он также исключил из числа претендентов АФК "Система". "Речь не про контрольный пакет, поэтому вряд ли им это будет интересно", - пояснил Васин.
"Здесь, скорее, могут быть российские или иностранные инвестиционные фонды, которым эта компания будет, как диверсификация их инвестиций", - отметил он.
Константин Чернышев из "Уралсиб Кэпитал" полагает, что возможным покупателем, помимо L1, может выступить одна из российских бизнесс-групп. "Может быть кто-то из российских бизнесс-групп. Потому что продавать российские активы зарубежным инвесторам сейчас очень сложно", - сказал он. При этом он полагает, что Telenor придется достаточно долго искать покупателя с учетом ситуации в экономике.
"Теоретически может быть даже сам Vimpelcom. Если это "Альфе" будет интересно, они могут купить и на компанию этот пакет. Но это самый экзотический вариант, но даже его исключать, наверно, нельзя", - считает Чернышев.
Семенов из Deutsche Bank не исключил, что акции могут быть проданы на рынке, и считает, что это было бы позитивно для Vimpelcom. "Теоретически нельзя исключать, что Telenor при определенном стечении обстоятельств может разместить какую-то существенную часть на рынке. Я считаю, что для Vimpelcom увеличение пакета, обращаемого на рынке, было бы очень хорошим развитием событий, потому что у них очень плохая ликвидность, маленький free float", - сказал он.
В "Уралсиб Кэпитал" считает это маловероятным. "Размещение на бирже я с трудом представляю в условиях нынешнего рынка, ситуации в экономики, ситуации с рублем, в условиях нынешнего интереса к телеком-активам России", - сказал Чернышев.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Семенов из Deutsche Bank полагает, что уход Telenor не приведет к негативным последствиям для Vimpelcom – напротив, исчезнет риск конфликта интересов, что только позитивно отразится на компании. "Долгосрочно я вижу одни плюсы, потому что потенциально устраняются конфликты интересов и борьба между стратегическими инвесторами. С точки зрения корпоративного управления, я считаю, что ничего особенно не поменяется, потому что Telenor не был таким уж оплотом борьбы за права миноритариев", - сказал он.
Васин из Газпромбанка, напротив, считает, что уход Telenor демонстрирует рынку неверие акционера в долгосрочный рост актива. "Telenor – это стратегический инвестор, который входит в растущие бумаги и уходит, когда перспектив уже не так много остается, Это говорит о том, что Vimpelcom попадает для Telenor в эту категорию не очень растущих активов или растущих недостаточно для Telenor", - отметил он.
При этом сам Васин полагает, что Vimpelcom недооценен. "В будущем это вполне ценный актив, который начнет платить дивиденды и покажет историю восстановления. Не думаю, что рыночная цена справедлива (2,4 миллиарда долларов – ред.), я думаю, что он может стоить дороже – при правильном управлении и правильной конъюнктуре рынка", - считает Васин.
Чернышев из "Уралсиба" считает, что уход Telenor еще больше затянет ожидаемый инвесторами возврат к выплате дивидендов со стороны Vimpelcom. "Я думаю, что пока не будет решен вопрос с продажей доли Telenor, наверно, не стоит ждать возвращения к нормальным дивидендам. Итальянская сделка порождала надежды, что долговая нагрузка снизится и к этой теме вернутся. Как мне кажется, эта ситуация не добавляет перспектив для дивидендов", - сказал он.
КОНЕЦ ЭПОХИ
Telenor стал акционером "Вымпелкома" в 1998 году, а в 2001 году его партнером в операторе стала "Альфа групп". На протяжении нескольких лет стороны спорили по поводу развития оператора. "Альфа" хотела превратить "Вымпелком" в международную компанию, против чего выступ Telenor. В 2009 году партнеры решили объединить свои доли в "Вымпелкоме" и украинском "Киевстаре", создав холдинг Vimpelcom Ltd. В 2011 году Vimpelcom объединился с компанией Wind Telecom (бывшей Weather Investments) египетского бизнесмена Нагиба Савириса, серьезно расширив географию присутствия. В результате сделки доли акционеров Vimpelcom размылись, что породило очередной виток корпоративной войны между Telenor и "Альфой" и череду взаимных исков.
В результате "Альфа" получила фактический контроль в Vimpelcom (через большинство в набсовете). С прошлого года присутствие в Vimpelcom потеряла и финансовый смысл – оператор сменил дивидендную политику, в результате чего выплаты существенно снизились.
С 1998 года Telenor инвестировал в Vimpelcom 15 миллиардов норвежских крон (около 1,77 миллиарда долларов при расчете курса 8,4579 кроны за один доллар), получив около 20 миллиардов крон (2,37 миллиарда долларов) в виде дивидендов. "Текущая рыночная цена за долю Telenor в Vimpelcom составляет около 20 миллиарда норвежских крон. С инвестиционной точки зрения, это хорошая инвестиция", - отметили в компании.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.