ФАС полагает, что к распределению госсредств на кино нужно подключить Общественную палату [Версия 1]

Добавлены комментарии министерства культуры в 6-9 абзацах, скорректирована информация о "Правовом департаменте" во 2-м абзаце

МОСКВА, 21 окт - РИА Новости. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что отбор фильмов и киностудий, которые получат государственную поддержку, должен происходить с участием независимых представителей общественности, говорится в сообщении службы, появившемся в четверг на ее официальном сайте.

На рассмотрении в ФАС находятся два заявления о нарушении Фондом поддержки кино антимонопольного законодательства: первое из них связано с процессом определения лидеров кинопроизводства, который юридической компании "Правовой департамент", базировался на недостаточно четких критериях, а второе - с отбором фильмов, получивших бонусы за большое число зрителей, и 13 социально-значимых кинопроектов. В обоих случаях доверителем "Правового департамента" явилась продюсерская компания, чье название не разглашается. На прошлой неделе появились сообщения о том, что по первому случаю ФАС отзывает свои претензии, однако впоследствии служба заявила, что не отменила, а лишь уточнила их.

"ФАС России продолжает анализировать признаки нарушений антимонопольного законодательства в действиях Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии в части предоставления субсидий лидерам отечественного кинематографии. В сфере культуры и искусства, в том числе и кинопроизводства, невозможно полностью избежать субъективных суждений при оценке того или иного художественного произведения. Поэтому ФАС России считает, что в таких случаях необходимо обеспечивать прозрачность и точность процесса отбора, а также доступ заинтересованных участников рынка к распределению государственных субсидий", - говорится в заявлении.

По мнению главы ФАС Игоря Артемьева, "Состав комиссии по отбору претендентов на получение государственных субсидий должен быть представительным. В нее должны войти как представители министерств и ведомств, так и режиссеры, писатели, сценаристы и обязательно независимые представители общественности. Например, Общественной Палаты или другой уважаемой общественной организации. Кроме того, необходимо исключить возможность возникновения конфликта интересов при голосовании о выделении субсидий", - считает глава ФАС России Игорь Артемьев.

В настоящий момент в попечительский совет Фонда поддержки кино, принимающий все принципиальные решения, входят вице-премьер Александр Жуков, министр культуры Александр Авдеев, замминистра экономического развития Станислав Воскресенский, замминистра финансов Татьяна Нестеренко, глава АФК "Система" Владимир Евтушенков, глава думского комитета по культуре Геннадий Ивлиев, глава Департамента культуры Денис Молчанов, первый зам руководителя администрации президента Владислав Сурков, ректор ВГИКа Владимир Малышев, глава СК РФ Никита Михалков и директор Фонда Сергей Толстиков, который заявил РИА Новости, что не может комментировать позицию ФАС.

Со своей стороны, замдиректора департамента кинематографии Минкультуры Игорь Каллистов объяснил РИА Новости, что формированием попечительского совета Фонда поддержки кино, согласно правительственному постановлению №1215 от 31 декабря 2009 года, занимается непосредственно правительство, но "внести свое предложение может любая заинтересованная организация".

"Огромные суммы - 2 миллиарда рублей - сосредоточены в руках восьми компаний. Нет ничего странного в том, что антимонопольный комитет смотрит, не являются ли эти компании монополистами", - полагает Каллистов.

"Нам тоже небезынтересно знать, как были определены лидеры кинопроизводства", - отметил собеседник агентства. Он напомнил, что до создания Фонда распределением всех бюджетных денег на кино занималось министерство культуры, у которого был установленный порядок, связанный с деятельностью экспертных комиссий, отбиравших наиболее перспективные с разных точек зрения проекты, но "Фонд пошел по другому пути". Тем не менее, по 11-му пункту постановления правительства №1216 контроль за тем, как Фонд расходует выделенные ему средства, возлагается на Минкультуры и Росфиннадзор.

"Нам бы не хотелось нести ответственностью, не понимая принципов распределения. И мы не имеем ничего против дополнительного, квалифицированного контроля и участия. Но пока такой вопрос не обсуждался", - резюмировал Каллистов.

В антимонопольной службе также подчеркнули, что "информация, распространившаяся в ряде СМИ о том, что ФАС России отказалась от претензий к Фонду поддержки кинематографии, связанных с определением лидеров отечественного кинорынка и предоставлением им субсидий из федерального бюджета, не соответствует действительности". Вместе с тем, на сайте самого Фонда было размещено факсимильное изображение письма за подписью врио руководителя службы Цариковского на имя вице-премьера Александра Жукова. Оно начиналось с просьбы считать предыдущее письмо, посвященное деятельности Фонда, отозванным.

Что же касается второго заявления "Правового департамента", касавшегося отбора 13 социально-значимых проектов, то по этому поводу, сообщает ФАС, решение еще не принято, "однако уже сейчас ясно, что система распределения субсидий в сфере кинопроизводства нуждается в реформировании с целью достижения большей прозрачности и открытости процедуры принятия решений".

Система финансирования отечественного кино была реформирована в марте 2010 года, когда был создан специальный Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, в распоряжении которого оказалось 2,8 миллиарда рублей. 2 миллиарда из них были поровну распределены среди восьмерки лидеров, чей состав пытается опротестовать "Правовой департамент": это компании СТВ, "Дирекция кино", "Тритэ", "Централ Партнершип", "Профит", Art Pictures, "Базелевс" и "Рекун". Каждая студия обязывалась пустить бюджетные средства не менее чем на 3-4 проекта. Из оставшихся денег Фонд поддержал фильмы, собравшие более миллиона зрителей, и социально-значимое кино.

Перечень фильмов-миллионников был оглашен в сентябре: "Даго-фильм студия" получила 30 миллионов рублей за "Адмирала", компания "Реал Дакота" - 30 миллионов рублей за "Любовь-морковь 2", "Кинокомпания Нон-стоп продакшн" - 21,6 миллиона рублей за первую часть "Обитаемого острова" и 6,6 миллиона рублей - за вторую, "Красная стрела" - 16,7 миллиона рублей за "Стиляг", "Уолт Дисней Компани СНГ" - 15,9 миллиона рублей за сделанную в России "Книгу мастеров", "Арк-фильм" - 19 миллионов рублей за "Тараса Бульбу" и "А1 Кино Видео" - 10 миллионов рублей за "Мы из будущего".

В заявлении "Правового департамента" подчеркивалось, что "Уолт Дисней Компани СНГ" - дочерняя компания американской The Walt Disney Company, а "Каникулы строгого режима" и "Черная молния", хоть и собрали миллион, никаких премий не получили.

Список 13 социально-значимых проектов утвердили в несколько позже. В него вошли "Святитель Алексей" ("Православная энциклопедия"), "5 (Проект "Осетия") ("Главкино"), "Скобелев" (Фонд поддержки культуры и искусства "Люблю и точка"), "Тихая Застава" ("Арт Медиа Групп Юкон"), "Гагарин. Первый в космосе" ("Кремлин Филмз"), "Василиса Кожина" (RWS), "Парень из нашего города" ("Кинобюро"), "Охота на крокодилов" ("Еврофильм"), "Калачи" ("Продюсерская компания Александра Литвинова"), "Сорок семь (Цой)" ("ТПО "РОК"), "Сибирь. Монамур" ("Тундра фильм"), "Дикое счастье" ("Второе Продюсерское Управление Свердловской киностудии"), "Сокровища озера Кабан" ("Анно Домини").

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.