МОСКВА, 29 дек - РИА Новости. Уходящий 2011 год стал неоднозначным для транспортной отрасли РФ, запомнившись, с одной стороны, рядом значимых сделок в автопроме, портовой сфере и железнодорожном транспорте, а с другой - целой чередой катастроф в небе и на воде.
Сделки по покупке активов и созданию СП показали, что на российском рынке, помимо давно известных глобальных игроков, есть и другие не менее серьезные компании с большими деньгами и амбициями; а случившиеся ЧП потребовали реформ в некоторых сегментах транспортной отрасли, в частности, в гражданской авиации.
АВИАЦИЯ: КАТАСТРОФЫ И БАНКРОТСТВА
Для гражданской авиации уходящий 2011 год стал трагичным: по данным МЧС, количество авиапроисшествий и катастроф выросло вдвое по сравнению с 2010 годом. При этом Межгосударственный авиационный комитет по итогам расследований пришел к выводу, что в 72% случаев основной причиной ЧП был человеческий фактор.
Крупнейшими авиакатастрофами стали крушение лайнера Ту-134 под Петрозаводском в июле, унесшее жизни 44 человек из 52 находившихся на борту, а также катастрофа Як-42 с хоккеистами "Локомотива" под Ярославлем в сентябре, в которой погибли 44 человека и только одному удалось выжить. Также в июле совершил аварийную посадку на Обь самолет Ан-24, погибли семь человек из 37 находившихся на борту.
После многочисленных ЧП российские власти серьезно ужесточили правила безопасности полетов. Было решено запретить эксплуатацию Ту-134 и Ан-24 с 1 января 2012 года, если самолеты не оснащены системами предупреждения столкновения с землей и в воздухе. Однако позже сроки введения запрета были отложены на середину 2012 года в связи с тем, что транспортное обслуживание Сибири и Дальнего Востока невозможно без этих самолетов.
Росавиация, проведя ряд проверок, лишила сертификатов эксплуатанта целый ряд небольших авиакомпаний. Кроме того, профильные ведомства решили допускать к регулярным полетам только те авиакомпании, которые имеют в своем парке не менее восьми самолетов вместимостью более 55 кресел. Соответствующие предложения находятся на согласовании в Минюсте.
В рамках ужесточения требований к безопасности обсуждалось и предложение самарского завода "Авиакор" об утилизации старых самолетов по аналогии с программой утилизации автомобилей, но в итоге эта инициатива была отклонена, поскольку РФ не производит достаточного количества новых региональных самолетов. В результате было принято решение субсидировать региональные авиакомпании и воздушные перевозки.
Еще одним трендом уходящего года стало банкротство авиакомпаний. Из-за долга перед российскими аэропортами на сумму 32 миллиона рублей прекратила деятельность авиакомпания "Континент"; в результате ее пассажиров были вынуждены перевозить другие российские авиакомпании. Потерпевшими были признаны более 1,5 тысячи граждан. Во второй половине года из-за конфликта российского и американского акционеров обанкротилась "Авианова", входящая в топ-10 крупнейших пассажирских авиаперевозчиков РФ. На этот раз компания цивилизованно урегулировала отношения со своими пассажирами, вернув им более 83 миллионов рублей за купленные билеты.
Из крупных отраслевых сделок можно выделить получение "Аэрофлотом" в обмен на свои акции шести региональных авиакомпаний "Ростехнологий", часть которых он планирует закрыть, в частности, "Саратовские авиалинии".
Запомнился в уходящем году и очередной Международный авиакосмический салон в Жуковском, изюминками которого стали новейший российский истребитель Т-50 и два гражданских самолета – Boeing 787 Dreamliner и Airbus А380.
Ж/Д ТРАНСПОРТ: КРУПНЫЕ СДЕЛКИ И ЗАСТРЯВШИЕ ГРУЗЫ
Одним из событий года в железнодорожной отрасли стала долгожданная продажа 75% минус две акции крупнейшего оператора железнодорожных перевозок в России - Первой грузовой компании (ПГК), 100% минус одна акция которой принадлежало РЖД . Результаты торгов, состоявшихся в октябре, стали неожиданными для всех.
Победу прочили бизнесмену Геннадию Тимченко. Его конкурентами в борьбе за актив были «Нефтетранссервис», две структуры Владимира Лисина и Globaltrans. Последний, однако, сошел с дистанции еще до торгов. В итоге в аукционе с первого шага победила одна из компаний Лисина - ООО "Независимая транспортная компания", – предложив за пакет ПГК 125,5 миллиарда рублей при стартовой цене в 125,375 миллиарда рублей. Президент РЖД Владимир Якунин по итогам торгов заявил, что ПГК могла быть продана и дороже, однако позже выразил удовлетворение тем, что победитель выполнил свои обещания и перечислил деньги за ПГК до конца года.
А вот вопрос с продажей крупнейшего в РФ контейнерного оператора, "ТрансКонтейнера", в этом году так и не решился, хотя совет директоров РЖД еще в апреле одобрил продажу 25% его акций из своих 50% за 10,7 миллиарда рублей. К тому времени о своем интересе к активу уже заявила группа FESCO Сергея Генералова (владеет 12,5% акций «ТрансКонтейнера» после его IPO). Однако Минтранс, а позже и Минэкономразвития высказались против одобренных параметров продажи: по их мнению, РЖД должны продать весь оставшийся у них пакет. Позднее, уже осенью, потенциальные инвесторы после совещания в Минэкономразвития также высказались за продажу 50% «ТрансКонтейнера». Тогда стало известно, что виды на актив имеют UCL Holding Лисина, группа "Сумма", Globaltrans.
Якунин, однако, по-прежнему настаивает на продаже только 25% акций «ТрансКонтейнера», при этом РЖД предлагают сделать это не ранее 2013 года. Вице-президент РЖД Салман Бабаев объяснил желание монополии сохранить блокпакет «ТрансКонтейнера» необходимостью развития компании как ключевого игрока в рамках создания логистического оператора транзитных перевозок. Судьбу «ТрансКонтейнера» предстоит решить правительству, но уже точно не в этом году.
Проблема невывоза грузов по железной дороге в этом году привлекла внимание не только непосредственных участников процесса, но даже руководства государства. РЖД для решения проблемы было поручено арендовать 200 тысяч полувагонов у своих «дочек» - ПГК (до передачи новому собственнику) и Второй грузовой компании - и предоставлять их грузоотправителям по регулируемым тарифам. ФСТ должна была разработать так называемый тарифный коридор, в рамках которого РЖД смогут регулировать цены предоставления вагонов отправителям грузов. При этом требовалось еще распоряжение правительства, закрепляющее принципы взаимодействия РЖД и частных операторов, а также ценообразования.
Один из вариантов постановления, который разрабатывала ФСТ, обязывал операторов передавать в аренду РЖД до 40% их парка, однако этот пункт был исключен из проекта. Итоговый вариант постановления, разрешающего РЖД до 31 декабря 2012 года для перевозки грузов арендовать полувагоны ВГК, а также привлекать полувагоны частных операторов на основании аукциона или публичной оферты, был опубликован в последнюю неделю декабря.
АВТОПРОМ: ПРОМСБОРКА ПО-НОВОМУ
Основным событием года в автопроме можно назвать подписание соглашений между ведомствами и рядом крупнейших иностранных и российских автокомпаний о новом режиме промышленной сборки. Ключевым компонентом новых правил является локализация производства автомобилей в РФ на уровне не менее 40%, а также выпуск в России двигателей или трансмиссий. Соглашения подписаны с Sollers-Ford, Volkswagen, General Motors и консорциумом компаний "АвтоВАЗ" , Renault-Nissan, "Ижавто", КАМАЗ и ОАГ. Позднее соглашения подписали итальянский Fiat и японская Mazda. По информации Минэкономразвития, общий объем инвестиций в рамках соглашений составит свыше 5 миллиардов долларов, а объем выпуска автомобилей - 2 миллиона в год.
Из значимых событий можно отметить также завершение программы утилизации "автохлама", которая поддержала рынок во время кризиса. Основную выгоду от программы получил "АвтоВАЗ", который за полтора года ее действия существенно нарастил продажи. Эксперты отмечают, что завершение программы сказалось на динамике роста продаж автомобилей в России. По прогнозам Ассоциации европейского бизнеса, продажи в РФ в 2011 году могут достигнуть 2,6 миллиона новых легковых и легких коммерческих автомобилей - таким образом, объем рынка увеличится на 37% по сравнению с 2010 годом, тогда как в прошлом году он вырос сразу вдвое. Эксперты уверены, что и в 2012 году темпы роста рынка будут невысокими.
Заметным событием для автопрома стало и долгожданное завершение переговоров по вступлению России в ВТО. Присоединение России к этой организации повлечет за собой возврат 25-процентной пошлины на ввоз новых автомобилей и сохранение ее на этом уровне в течение трех лет; с четвертого до седьмого года она будет снижаться с 25% до 15% примерно равными долями. На подержанные иномарки (старше семи лет) остаются запретительные пошлины, на автомобили в возрасте между тремя и семью годами пошлины должны снизиться до 20% также за семь лет с даты вступления РФ в ВТО.
Присоединение к ВТО предусматривает и компенсации автомобильным компаниям, построившим в России свои заводы, однако конкретного механизма компенсаций пока не разработано. Как сообщали участники рынка, сейчас эта тема обсуждается.
Крупнейшую в отрасли сделку в минувшем году реализовали "Соллерс" и американский концерн Ford, подписавшие в июне соглашение о создании СП мощностью 350 тысяч машин в год и стоимостью 74,5 миллиарда рублей. При этом ранее "Соллерс" отказался от планов сотрудничества с итальянским концерном Fiat.
СУДОСТРОЕНИЕ И ПОРТЫ: СУДЫ, СПОРЫ, ИНТРИГИ
В судостроении весь 2011 год прошел под знаком борьбы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) за судостроительные активы Объединенной промышленной корпорации (ОПК) экс-сенатора Сергея Пугачева. Эти активы еще в 2010 году были заложены в ЦБ по кредитам на 32 миллиарда рублей, выданным обанкротившемуся Межпромбанку, также принадлежавшему Пугачеву. Суды по искам ЦБ длятся уже больше года. ОСК как потенциальный покупатель активов ведет с ОПК спор о стоимости заложенных активов, их согласованной оценки до сих пор нет. Предприятия, являющиеся предметом спора, из-за фактического отсутствия собственника столкнулись с серьезными финансовыми трудностями. Государство пообещало обеспечить заказами Балтийскй судостроительный завод.
Не утихали весь год и страсти вокруг продажи 55% уставного капитала Ванинского морского торгового порта . На актив претендовали 14 компаний, однако в итоге его купило малоизвестное "Сэлтехстрой", принадлежащее внуку Анастаса Микояна Ивану. Компания предложила за порт 10,8 миллиарда рублей, однако после победы в аукционе не оплатила сделку. В итоге аукцион был признан несостоявшимся, а Росимущество судится с компанией, требуя от нее свыше 300 миллионов рублей за срыв сделки.
Сохраняется интрига и вокруг продажи 63,5% акций Мурманского морского торгового порта (ММТП) - покупатель пока остается неизвестным. По данным СМИ, конечным покупателем стала компания "СДС-уголь", входящая в холдинг "Сибирский деловой союз". В свое время акциями порта интересовались структуры Тимченко и структуры, аффилированные с En+ Group Олега Дерипаски. До сих пор ни одна компаний официально не подтвердила факт покупки.
До конца не прояснилась в этом году ситуация со сроками и объемами приватизации крупных отраслевых госкомпаний. В частности, государство заявило о намерении снизить долю в ОСК со 100% до 50% минус 1 акция, а пакет должен быть продан до 2013 года. Приватизацию 25% минус 1 акция крупнейшей российской судоходной компании "Совкомфлот" планировалось провести до декабря 2011 года, но затем сроки сдвинулись на 2012 год. Не состоялись и намеченные на этот год продажи 20% Новороссийского морского торгового порта и еще 25,49% ММТП.
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ: ТРАГЕДИИ НА ВОЛГЕ И НА МОРЕ
Для водного транспорта уходящий год стал не менее трагичным, чем для авиации: катастрофа с пассажирским теплоходом "Булгария", затонувшим 10 июля во время шторма на Куйбышевском водохранилище, стала крупнейшей за последние десятилетия. В момент кораблекрушения на судне находился 201 человек, 122 из них погибли, в том числе 28 детей.
Катастрофа вызвала широкий резонанс. Был отправлен в отставку замглавы Ространснадзора Владимир Попов, несколько чиновников, а владельцы компании-перевозчика заключены под стражу. По поручению президента начались массовые проверки в области речного пассажирского судоходства. Первые же из них вскрыли множество различных нарушений, и самое частое из них – пренебрежение безопасностью пассажиров.
В декабре произошла еще одна катастрофа, на этот раз в Охотском море: буровая платформа "Кольская", которую буксировали с Камчатки на Сахалин, перевернулась во время шторма и полностью ушла под воду. Из 67 человек, находившихся на борту, были спасены только 14.
Следователи вновь называют одной из основных версий ЧП нарушение правил безопасности. По факту ЧП возбуждено уголовное дело. Расследование продолжается, однако виновные пока не установлены.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.