МОСКВА, 27 янв - РИА Новости. Министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко в среду отчитался в Госдуме о деятельности министерства: по его словам, ситуация в ряде отраслей пока далеко не лучшая, однако восстановление начнется уже в этом году. Ожидается небольшой рост товарооборота, во втором полугодии после сертификации начнутся коммерческие продажи новинки отечественного авиапрома - регионального самолета Sukhoi Supetjet 100.
Кроме того, во второй половине 2010 года "поднимет голову" сильно пострадавший из-за спада продаж автопром, а уже к 2015 году продажи легковых автомобилей превысят докризисный уровень. Восстанавливать авторынок будут прежде всего за счет создания альянсов с мировыми концернами - правда, кто разделит с Renault-Nissan право на формирование такого альянса, пока неизвестно.
АВТОПРОМ: ВОССТАНОВЛЕНИЕ НЕ ЗА ГОРАМИ
Из-за кризиса продажи автомобилей снизились во всем мире, но России, по оценке Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), досталось больше всех. В 2009 году, по данным АЕБ, продажи новых легковых машин в РФ упали почти вдвое - до 1,46 миллиона единиц.
Все могло быть еще хуже. По словам Христенко, если бы не поддержка спроса за счет госзакупок и стимулирование кредитования, а также помощь отдельным предприятиям, продажи упали бы вдвое ниже зафиксированного по итогам прошлого года уровня. "В 2009 году господдержка спроса сформировала более 30% от объема продаж системообразующих предприятий", - сообщил министр.
По его мнению, восстановление отечественного авторынка начнется во второй половине текущего года. К 2015 году легковой сегмент крепко встанет на ноги - продажи увеличится до 3,2-3,4 миллиона автомобилей, а к 2020 году достигнут 3,6 миллиона машин, уверен глава Минпромторга.
Механизм достижения этих амбициозных целей власти уже продумали. В течение двух недель Минпромторг определится с параметрами нового альянса в российском автопроме - тогда станет понятно, кто в него войдет и как он будет структурирован.
Программа развития автопрома РФ до 2020 года, которая будет представлена на заседании правительства 25 февраля, предусматривает два таких альянса. Один из них уже существует - альянс Renault-Nissan и "АвтоВАЗа". Во второй, скорее всего, войдет какой-то из уже работающих в РФ концернов, сказал министр, не уточнив конкретных претендентов.
Ранее в Минпромторге отмечали, что партнерами российских предприятий могут стать только три компании - Hyundai-Kia, General Motors (GM) и Fiat. Остальные работающие в РФ концерны следуют своим планам развития или имеют свои производственные мощности в стране, поясняли тогда чиновники.
В частности, Fiat может создать альянс с Sollers, GM - с "Группой ГАЗ", а Hyundai-Kia - с "Ижавто", "Автотором", "Тагазом" или со всеми вместе. До провала сделки по продаже компании Opel консорциуму Magna и Сбербанка европейская "дочка" GM считалась наиболее вероятным претендентом на альянс с "ГАЗом".
СТАРЬЕ БЕРЕМ!
Говоря о мерах по поддержке отрасли, Христенко напомнил о программе утилизации старых автомобилей - пилотный проект планируется осуществить с 8 марта по 1 ноября 2010 года. Правительство выделило на него 11 миллиардов рублей.
Согласно планам властей, в рамках этого эксперимента каждый россиянин, сдавший в утиль принадлежащее ему год и более авто старше десяти лет, сможет получить у автодилера скидку в 50 тысяч рублей на приобретение новой машины отечественной сборки.
По программе утилизации будут работать около 400 автомобильных дилеров и около 50 утилизаторов, а основные документы для реализации программы будут готовы в течение двух недель, сообщил министр.
При этом дилеров для работы по программе будет выбирать не Минпромторг, а компании-производители, пояснил Христенко. Они же будут и отвечать за их работу.
К осени власти намерены подвести итоги эксперимента и разработать концепцию общероссийской системы сбора и утилизации "автохлама".
Кроме этого, в 2009 году рынок поддерживала программа льготного кредитования покупателей собранных в России автомобилей. По оценкам экспертов, в последнее время условия автокредитования для населения упростили и многие банки.
SUPERJET СЕРТИФИЦИРУЮТ В ИЮЛЕ
Говоря о перспективах другой важной отрасли - авиапрома, Христенко сообщил, что получение сертификата по проекту нового российского регионального самолета Sukhoi Supetjet 100 запланировано на июль 2010 года. Сейчас самолет проходит завершающие сертификационные испытания.
В рамках господдержки в уставный капитал компании "Сухой", реализующей этот амбициозный проект, в 2009 году было дополнительно выделено 3,2 миллиарда рублей.
Предполагалось, что поставки начнутся уже в конце 2009 года, но из-за задержки с сертификацией двигателя SaM-146 для этого самолета сроки сдвинулись. По мнению экспертов, первые поставки начнутся во второй половине этого года.
На самолет уже есть 122 твердых заказа, так, крупнейший российский перевозчик "Аэрофлот" в общей сложности заказал 30 Superjet 100. Другим стартовым заказчиком самолетов является армянская "Армавиа".
Всего в 2010-2012 годах Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) произведет 165 гражданских самолетов, сообщил Христенко. В частности, в эти сроки запланировано произвести 54 магистральных самолета, семейство региональных самолетов пополнится 72 самолетами Superjet 100 и 39 самолетами Ан-148.
В 2009 году корпорация произвела и поставила заказчикам более 90 новых самолетов.
Кроме того продолжается финансирование проектов по созданию семейства самолетов МС-21, сейчас начинается рабочее проектирование самолета, рассказал глава Минпромторга. Одновременно разрабатывается перспективный двигатель тягой 9-18 тонн для этого самолета.
ТОРГОВЛЯ БУДЕТ ВОССТАНАВЛИВАТЬСЯ
В целом торговля в РФ испытала на себе пагубное воздействие кризиса - ее оборот в 2009 году снизился более чем на 5%, а рентабельность розничной торговли за девять месяцев 2009 года составила всего 2,6%, что является "далеко не самым высоким показателем в российской экономике", признал Христенко.
По обнародованной в среду оценке Росстата, оборот розничной торговли в 2009 году в России снизился на 5,5% к 2008 году.
В 2010 году глава Минпромторга ожидает пусть медленного, но все же роста товарооборота по отношению к 2009 году. Он напомнил, что с 1 февраля в России вступает в силу закон о торговле, вызвавший в свое время немало бурных обсуждений. Минпромторг намерен постоянно следить за ходом его реализации и своевременно вносить необходимые коррективы, отметил Христенко.
Закон о торговле, в частности, дает государству право регулирования торговой наценки на социально значимые товары в случае роста цен, запрещает торговым сетям брать бонусы с поставщиков за доступ "на полки", а также запрещает сетям открывать новые магазины в тех регионах, где их доля на рынке достигает 25%.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.