Москва, 30 декабря. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Десять наиболее значимых событий уходящего года в экономике России по оценкам представителей средств массовой информации.
«АВТОВАЗ»
Автопром стал одной из наиболее пострадавших от кризиса отраслей во всем мире, а в России снижение спроса на автомобили больнее всего ударило по флагману традиционного легкового автомобилестроения - "АвтоВАЗу". Его долги, по подсчетам менеджмента предприятия, к концу 2009 года могут достичь 75 миллиардов рублей.
Российские власти неоднократно подчеркивали, что не допустят банкротства автогиганта, подкрепляя эти заявления беспрецедентными мерами господдержки. Весной 2009 года правительство РФ выделило "АвтоВАЗу" 25 миллиардов рублей, но предприятие быстро их исчерпало и снова обратилось за помощью. Власти РФ призвали акционеров автогиганта, в частности, альянс Renault-Nissan (Renault принадлежит 25% "АвтоВАЗа") разделить бремя ответственности, иначе их доля будет размыта.
Иностранные партнеры не отказались, и в ноябре было подписано соглашение о реструктуризации предприятия и выделении ему еще 50 миллиардов рублей госпомощи, а также 300 миллионов евро в виде технологий от Renault-Nissan. Из-за финансовых проблем пришлось пойти на сокращение персонала - временно ненужными, по подсчетам руководства "АвтоВАЗа", оказались около пятой части сотрудников. Для их трудоустройства выделено порядка 5 миллиардов рублей, создаются специальные центры.
БЮДЖЕТ-2009
Этот год Россия жила с дефицитом бюджета - такого не было уже восемь лет. При формировании бюджета дефицит планировался на уровне 8.3% ВВП, к концу года Минфин заявил, что итог будет лучше ожиданий и составит 6.9% ВВП или 7.3% с учетом квазифискальных мер (субординированных кредитов, выданных из средств фонда национального благосостояния).
Главная причина дефицита - сохранение высокого уровня госрасходов на фоне падения цен на нефть и налоговых поступлений в бюджет. Общий объем расходов-2009 - около 10 триллионов рублей, из них свыше 1.1 триллиона рублей были направлены на антикризисные меры поддержки экономики - субсидии и госгарантии по кредитам, взносы в уставный капитал компаний с госучастием. Активную накачку ликвидности проводили и денежные власти - в пик спроса максимальный валовый объем кредитования банковского сектора со стороны ЦБ достигал 4 триллионов рублей. Беспрецедентно высоким был уровень социальной поддержки населения.
Для поддержания баланса Минфину пришлось "распечатать" накопленный в "тучные годы" резервный фонд, из которого на покрытие дефицита было направлено около 2.7 триллиона рублей. К 1 декабря фонд сократился до 2.2 триллиона рублей.
РУБЛЬ
В январе этого года завершилась начатая в ноябре 2008 года управляемая девальвация рубля. ЦБ РФ ради сохранения финансовой стабильности отказался от обвальной девальвации, снижая курс рубля постепенно. Это обусловило масштабные потери: международные резервы РФ с августа-2008 до марта-2009 снизились более чем на 200 миллиардов рублей, зато позволило миллионам россиян, воспользовавшись временной форой, конвертировать сбережения в валюту.
За период управляемой девальвации рубль обесценился по отношению к бивалютной корзине (0.55 доллара и 0.45 евро) на 35%. С февраля на фоне удорожания нефти и постепенного восстановления мировой экономики он возобновил рост, правда, летом снова ненадолго подешевел на слухах о возможной второй волне девальвации.
В конце года появились реальные предпосылки для нового ослабления национальной валюты: резкий рост бюджетных расходов, увеличение выплат российских компаний по внешнему долгу и т.д. На этом фоне рубль немного сдал свои позиции, но при отсутствии серьезных внешних потрясений эксперты не ожидают до конца года резких движений на валютном рынке РФ.
OPEL
Сделка по продаже страдающего из-за кризиса Opel, европейской "дочки" американского автогиганта General Motors, консорциуму австро-канадской Magna и российского «Сбербанка» претендовала на роль одного из главных событий уходящего года - если бы состоялась. Однако в результате событием года стал ее неожиданный срыв по инициативе GM.
Переговоры по сделке начались в мае. Основных претендентов было двое: австро-канадско-российский консорциум и бельгийский инвестфонд RHJ. При этом немецкие власти поддерживали консорциум, обещавший минимальную ликвидацию рабочих мест и оптимальное, по их мнению, развитие предприятия. GM же, со своей стороны, опасался, что его интеллектуальная собственность попадет "в руки русских".
Процесс согласования шел своим чередом, претенденты улучшали условия, GM колебался. К середине сентября американцы дали "добро", но в ноябре неожиданно передумали продавать Opel консорциуму, решив реструктурировать его своими силами.
Российская сторона отметила, что не пострадала от этого, однако обязательно учтет полученный урок. Правительству РФ после этого пришлось пересматривать стратегию развития отечественного автопрома - власти будут привлекать других иностранных партнеров, по мнению экспертов, европейских либо японских.
ИНФЛЯЦИЯ
Показатель инфляции по итогам уходящего года может побить рекорд трехлетней давности (в 2006 году инфляция остановилась на отметке 9%), подтвердив поговорку "нет худа без добра" - цены замерли из-за резкого падения платежеспособного спроса в условиях кризиса. Правительство ожидает замедления роста потребительских цен в этом году до 8.8-9.0%.
Рекордно низкая инфляция позволила Банку России в 2009 году девять раз снизить ставку рефинансирования в сумме на 4 процентных пункта - до исторического минимума в 9%. Регулятор не исключает и еще одного, десятого снижения ставки в оставшуюся до конца года неделю. Денежные власти не смущает, что ставка рефинансирования может оказаться ниже годовой инфляции. Они поясняют, что она фактически является индикатором инфляционных ожиданий.
Центробанк, проводя достаточно смелую процентную политику, рассчитывает на аналогичное удешевление банковских кредитов, что будет стимулировать экономическую активность и потребительский спрос.
ВСТО
В последних числах декабря состоится официальный запуск в эксплуатацию первой очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО). Фактически "Транснефть" уже эксплуатирует эту трубу, которая строится для транспортировки российской нефти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона.
Проект реализуется в два этапа: сначала запускается участок Тайшет (Иркутская область) - Сковородино (Амурская область) и нефтеналивной терминал в Козьмино. Затем ветка трубопровода соединит Сковородино и спецморнефтепорт Козьмино в Приморье. После этого мощность нефтепровода составит 80 миллионов тонн в год. Первые партии нефти на экспорт отправят "Роснефть" и ТНК-BP.
Для стимулирования освоения ресурсов вдоль трассы нефтепровода власти обнулили пошлину на экспорт нефти с 13 месторождений Восточной Сибири, обсуждается возможность отмены пошлины еще примерно для пяти месторождений региона.
SUPERJET
Еще одно значимое событие 2009 года - демонстрация широкой публике возможностей российского ближнемагистрального пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100, разработанного "Гражданскими самолетами Сухого" совместно с Boeing. Комплектующие поставляют известные отечественные и зарубежные компании - так, в разработке двигателей участвовала французская компания Snecma.
Мировая премьера новинки состоялась в июне во французском Ле-Бурже. А в августе на авиасалоне МАКС-2009 в Жуковском россияне смогли не только увидеть самолет в воздухе, но и посидеть в нем.
Superjet 100 - не только впечатляющая новинка, так необходимая отечественным авиапроизводителям, но и коммерчески выгодный проект. Уже есть 122 твердых заказа на этот самолет, в частности, от крупнейшего российского авиаперевозчика "Аэрофлот" и армянской авиакомпании "Армавиа". Вместе с тем, из-за задержек с поставками двигателей для Superjet компании смогут получить этот супер-самолет не ранее начала второго полугодия 2010 года, считают эксперты.
ФАС И НЕФТЯНКА
ФАС уже не первый год штрафует нефтяников, но осень-2009 стала рекордной по сумме претензий. С «ЛУКОЙЛа», ТНК-BP, "Роснефти" и "Газпром нефти" антимонопольное ведомство потребовало в общей сложности почти 21 миллиард рублей за завышение цен на топливо.
Такие штрафы существенны даже для нефтяников с их немалыми доходами, отмечают эксперты. Кроме того, компаниям приходится корректировать цены с оглядкой на антимонопольщиков. Так, «ЛУКОЙЛ» оценил свои потери от действий ФАС в этом году в 100-120 миллионов долларов. Нефтяники оспаривают решения службы в судах, но пока с переменным успехом: «ЛУКОЙЛ» проигрывает, ТНК-BP и "Газпром нефть" удалось оспорить часть штрафов.
Перманентная война надоела обеим сторонам, и осенью они сели за стол переговоров, чтобы согласовать формулу расчета конкурентной цены на топливо. Достичь согласия по основным пунктам стороны планировали до Нового года, но пока так и не успели.
ТОРГОВЛЯ
Госдума в декабре окончательно приняла буксовавший несколько лет из-за ведомственных разногласий законопроект о госрегулировании торговли в РФ. Предполагается, что окончательно закон примут до конца года, а в силу он вступит с 1 февраля 2010 года.
В спорах вокруг документа схлестнулись не только производители и торговцы, но и разные ветви федеральной власти. Сторонники документа отмечают, что усиление госрегулирования устраняет перекосы, из-за которых торговые сети получают более половины прибыли. Жестко прописаны в нем и антимонопольные меры, например, запрет торговым сетям с 25%-й долей рынка открывать новые магазины в регионе. В ряде случаев власти на срок до 90 дней могут ограничивать цены на продукты.
В свою очередь, представители розничных компаний критикуют ряд норм, полагают, что закону понадобится корректировка, и не исключают риска повышения цен и резкого сужения ассортимента продовольственных товаров в России после его вступления в силу.
ВОДКА
Российский рынок алкоголя окончательно перешел из ведения Минсельхоза под крыло созданной в конце 2008 года Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). В 2008 году власти уже лишили Минсельхоз "права на рыбу", переподчинив Росрыболовство правительству.
Первым громким результатом деятельности новой службы стало введение с 1 января 2010 года минимальной розничной цены на водку - 89 рублей за пол-литра. Эта мера призвана сократить оборот нелегального спиртного и уменьшить алкоголизацию населения.
Также служба разработала проект концепции борьбы с алкоголизацией на период до 2020 года и внесла в правительство законопроект о лицензировании перевозок спирта. Обсуждаются сроки введения единой ставки акциза на спирт с уплатой в момент отгрузки со спиртового завода.
Комментарии отключены.