БЕРЛИН, 11 сен - РИА Новости. Американская корпорация General Motors после долгих консультаций и раздумий приняла решение продать принадлежащий ей автоконцерн Opel австро-канадско-российскому консорциуму Magna-Сбербанк. Решение одобрил опекунский совет GM, а также правительство Германии.
Финансовая помощь еще в конце прошлого года потребовалась Opel вследствие начавшегося кризиса - немецкий концерн обратился тогда за поддержкой к правительству. Вначале СМИ заговорили о том, что концерну, возможно, правительство поможет - ведь перед этим оно уже приняло решение выдать кредиты и обеспечить гарантии терпящим убытки банкам. Эти разговоры вызвали недовольство остальных немецких автопроизводителей - если правительство поможет Opel, то как же быть с остальными фирмами, которые также переживают не лучшие времена.
В феврале стало известно, что находящийся на грани банкротства Opel хочет уйти от головного концерна. Благодаря мерам поддержки автопроизводителей правительства Opel удалось избежать банкротства, тем самым выиграв время. Вскоре одна за другой крупные международные компании заговорили о желании приобрести доли в компании: итальянский концерн Fiat, транснациональная инвесткомпания Ripplewood, китайский автопроизводитель BAIC, затем бельгийская компания RHJ и, наконец, производитель автокомплектующих Magna в консорциуме с российским Сбербанком и "Группой ГАЗ".
Компания Magna International - один из крупнейших мировых производителей автокомплектующих и одна из крупнейших компаний Канады. Поставляет детали для сборки автомобилей, в том числе Ford, Toyota, Honda, Volkswagen, Porsche, General Motors, DaimlerChrysler. Компания имеет филиалы в 25 странах мира, в общей сложности на Magna работают около 74 тысяч человек.
ЭТАПЫ ПЕРЕГОВОРОВ
В результате переговоров с потенциальными инвесторами 29 мая между представителями Magna и GM было достигнуто принципиальное соглашение о переходе Opel к консорциуму. Концепция сделки была утверждена и получила затем одобрение у немецкого правительства.
В результате Opel получил краткосрочный кредит в объеме 1,5 миллиарда евро, а также госгарантии на кредиты в объеме 4,5 миллиарда евро на срок пять лет. Ход сделки продолжился.
Затем в немецкой прессе вновь началось волнение. В то время как правительство Германии открыто говорило о своих предпочтениях консорциуму Magna-Сбербанк, журналисты со ссылкой на всевозможные информированные источники писали, что GM предпочитает бельгийскую компанию RHJ. Во вторник и среду в Детройте прошли заседания совета управляющих GM, СМИ сообщали самые всевозможные сведения, в результате обозначилось четыре возможных варианта развития событий: продажа консорциуму Magna и Сбербанка, продажа бельгийской компании RHJ, сохранение Opel в концерне GM и банкротство Opel.
ДЕТАЛИ СДЕЛКИ
Согласно принятому и озвученному в четверг в Берлине решению руководства концерна, в распоряжение Magna в консорциуме со Сбербанком переходит 55% акций немецкой компании, работники Opel получают 10%, GM оставляет в своем распоряжении 35% акций.
Консорциум сохраняет все заводы Opel в Германии, но ликвидирует два в Европе, в частности, в Бельгии. Госгарантии и финансовые средства, выданные Opel германским правительством, не распространяются на реструктуризацию отделений компании в России.
В свою очередь консорциум Magna International Inc и Сбербанка России сообщил о своей готовности инвестировать в капитал немецкого автоконцерна Opel 500 миллионов евро. Magna и Сбербанк будут владеть приобретенным пакетом акций в равных долях (50:50).
Что касается сохранения интеллектуальной собственности - как утверждали немецкие эксперты, GM может отказаться от сделки с консорциумом из опасений ухода технологий "в руки русских" - то консорциум уже заявил о готовности обеспечить конфиденциальность этой собственности.
"Если сделка будет успешно завершена, Magna обеспечит жесткое разграничение между бизнес-блоком автозапчастей Magna и деятельностью Opel для того, чтобы обеспечить конфиденциальность интеллектуальной собственности", - заявил председатель совета директоров Magna Франк Стронах.
Неоднократно в четверг говорилось о том, что сделка по продаже Opel сложная и потребует еще много времени и усилий со всех сторон. "Эта сделка невероятно сложна", - сказал председатель опекунского совета Opel Фред Ирвин.
По его словам, обычно такие сделки "длятся от семи до девяти месяцев", а в случае с Opel переговоры начались в мае.
Беспрецедентно сложной по структуре назвал сделку и глава Сбербанка Герман Греф.
"Данное решение далось очень непросто - и компании General Motors, и нам. Это были очень непростые переговоры, сама сделка по своей структуре беспрецедентно сложна: только одно соглашение о намерениях - это документ свыше тысячи страниц. И говорить о том, что принято окончательное решение, рано, это пока очень важный, промежуточный этап сделки", - цитирует Грефа пресс-служба банка.
В любом случае, Германия стремилась завершить этот промежуточный этап до парламентских выборов 27 сентября и, похоже, сделать это удалось.
ИСТОРИЯ OPEL
История одной из старейших автомобильных компаний Германии началась во второй половине 19-го века совсем не с производства автомобилей. В 1868 году Адам Опель основал фабрику швейных машинок Naeh Maschinen Fabrik von Adam Opel в немецком Рюссельсхайме. До 1900 года фабрика занималась только этим производством, с 1863 по 1911 год Opel произвел и продал в общей сложности миллион швейных машин.
В конце 19-го - начале 20-го века стало ясно, что фабрика производит такое количество продукции, которое просто не в состоянии реализовать и что будущее Opel - отнюдь не за швейными машинками. Фабрика перешла на производство велосипедов.
В 1898 году, через три года после смерти основателя фирмы, который никогда не занимался производством автомобилей, его сыновья купили компанию одного из первых создателей автомобилей в Германии Фридриха Лутцманна и начали производство легковых машин, а затем мотоциклов и грузовиков.
В 1928 году Opel с 44% рынка был самым крупным автопроизводителем Германии. В этом же году предприятие было превращено в акционерное общество, а затем постепенно 80% акций сыновья Адама Опеля продали американскому концерну General Motors (GM). К 1931 году предприятие полностью перешло в собственность GM.
Первоначально логотип Opel отображал инициалы основателя компании, затем ядром логотипа стало стилизованное изображение дирижабля, символизировавшее прогресс. Впоследствии дирижабль постепенно превратился в молнию, которая с 1963 года и красуется на логотипе автомобилей этой немецкой марки.
В 2007 году концерн Opel на фабриках в Германии произвел около 300 тысяч автомобилей. Кроме того, невзирая на финансовый кризис, продажи Opel во втором квартале 2009 финансового года стали самыми успешными за последние пять лет. Только за июнь концерн поставил на рынок 40,462 тысячи автомобилей, что составило 9,5% автомобильного рынка Германии. Как в свою очередь отмечает Федеральное автомобильное ведомство, за первые два квартала доля автомобилей Opel на рынке увеличилась на 29,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.