МОСКВА, 24 окт - РИА Новости. Самая быстрорастущая и уже десятая по размерам российская авиакомпания "КД авиа" объявила о техническом дефолте по облигациям, однако это скорее не сигнал бедствия, а попытка обратить внимание властей на проблемы компании и авиации в целом, пишет в пятницу газета "Коммерсантъ".
О техническом дефолте по купону облигационного займа калининградская "КД авиа" объявила накануне. Размещавшее бумаги ООО "КД авиа Финансы" не выплатило 79,8 миллиона рублей. Как поясняется в сообщении компании, "в связи с недостаточностью средств, возникшей ввиду сложной ситуации на финансовом рынке". На расчеты по купону у "КД авиа" есть календарный месяц, если деньги не будут выплачены, кредиторы смогут требовать банкротства.
Исполнительный директор "КД авиа" Леонид Ицков назвал ситуацию "компромиссным решением". "Мы сделали выбор в пользу продолжения операционной деятельности и выполнения обязательств перед пассажирами", - пояснил топ-менеджер изданию, отметив, что авиакомпания намерена в конечном итоге расплатиться с владельцами облигаций.
Однако "КД авиа" ждут и более серьезные выплаты. Уже 28 октября компании предстоит оферта по облигационному займу на 1 миллиард рублей. Источник в компании-держателе облигаций "КД авиа" уверен, что к выкупу предъявят все бумаги. Более того, в последнем отчете банка "Зенит" (организатор размещения облигаций "КД авиа") указано, что с ноября 2008 года компания должна начать погашать кредиты на 1,56 миллиарда рублей, взятые в банке "Санкт-Петербург" под залог первой очереди строящегося в калининградском аэропорту Храброво нового терминала. Кроме того, в четвертом квартале "КД авиа" понадобится 540 миллионов рублей дополнительного финансирования, отмечает газета.
В этом году авиакомпания очень быстро расширяла бизнес (пассажиропоток вырос в 2,25 раза, превысив 1 миллион человек) и поэтому много занимала. Коэффициент чистый долг к EBITDA у "КД авиа" экстремальный - 19 (у всех основных конкурентов, публикующих отчетность, не превышает 1-4).
Но источник "Ъ", знакомый с ситуацией в "КД авиа", уверяет, что остановка ей пока не грозит. По словам собеседника издания, отношения с контрагентами урегулированы, а "Санкт-Петербург" до сих пор кредитует компанию в оперативном режиме. "Но без финансовой помощи государства долго такая ситуация не продержится, - добавляет источник. - Дефолт по купону должен обратить внимание властей на проблемы компании и авиации в целом. Ведь решения о выделении средств авиакомпаниям до сих пор нет".
ГОСПОДДЕРЖКА - БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? Исполнительный директор "КД авиа" признает, что без господдержки решить финансовые проблемы компания не сможет.
"Мы лишь оказались в такой ситуации первыми, аналогичные процессы пойдут и в других авиакомпаниях", - говорит Ицков. На совещании у министра транспорта РФ Игоря Левитина 13 октября перевозчикам было рекомендовано представить в Минтранс свои потребности в кредитовании. Ицков подтвердил "Ъ", что "КД авиа" также направила заявку, но раскрыть конкретную сумму отказался.
Глава Росавиации Геннадий Курзенков сказал изданию, что решение о выделении будет принимать правительство. По его мнению, на господдержку могут рассчитывать авиаперевозчики с госучастием, которые "ответственно исполняют обязательства перед пассажирами". "С частными авиакомпаниями нужно будет разбираться отдельно", - сказал глава Росавиации. Источник "Ъ" в Минтрансе пояснил, что решения прежде всего коснутся авиакомпаний с федеральной долей собственности. Тем, доля в которых принадлежит субъектам федерации, должны помогать сами регионы. Собеседники газеты не уточнили, в какой форме государство может предоставить помощь авиакомпаниям.
По словам чиновника Минтранса, еще одним критерием отбора будет объем перевозок. "Мы исходим из того, что 35 авиакомпаний перевозят 90 всех пассажиров", - сообщил собеседник "Ъ", добавив, что этим списком и будет ограничено рассмотрение заявок. По его словам, общий объем средств, запрошенных авиакомпаниями до конца текущего года, составляет 30 миллиардов рублей, до марта-апреля 2009 года - еще 20 миллиардов. Первоначальные меры по поддержке отрасли в текущем году будут обсуждаться на совещании у вице-премьера Сергея Иванова в эту субботу 25 октября, в нем примут участие представители крупнейших перевозчиков и Минфина, отмечает газета.
Однако помощь нужна не всем. По словам источника "Ъ" в "Аэрофлоте", авиакомпания не просила денег у государства. В "Трансаэро" со ссылкой на гендиректора Ольгу Плешакову изданию также сообщили, что не объявляли о точной сумме "до выработки конкретной схемы кредитования". ГТК "Россия" попросила 1 миллиард рублей, в "Сибири" объем заявки не раскрывают. Глава "ЮТэйр" Андрей Мартиросов сообщил "Ъ", что его авиакомпания тоже подала заявку "на определенную сумму", но полагает, что более действенными мерами будут отмена пошлин на иностранные воздушные суда и запчасти, снижение налогового бремени.
По мнению экспертов, меры по финансовой поддержке авиакомпаний необходимы безотлагательно. "Если мы не хотим получить лавинообразные остановки рейсов, пример которых наблюдали в августе, нужно срочно принимать решения", - говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Аналитик ВТБ Елена Сахнова считает, что сумма 50 миллиардов рублей "вполне подъемна" для государства, если речь идет о спасении целой отрасли. Она согласна, что финансирование не обязательно для всех, кризис "должен способствовать консолидации". Если же государство поддержит частные авиакомпании, полагает аналитик, оно будет вправе потребовать взамен долю в уставном капитале.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.