По мнению аналитиков ИГ "Атон", возобновление роста курсовой стоимости привилегированных акций "Транснефти" обнажает все те проблемы, какие только могут и должны волновать инвесторов в связи с последним ралли российского рынка. С мая акции компании подорожали на 20%, несмотря на то, что произошли следующие события:
1) дивиденды по привилегированным акциям по итогам 2002 года не увеличились, несмотря на то, что рост чистой прибыли по МСБУ составил 39%.
2) неконсолидированная чистая прибыль по РСБУ по итогам I квартала текущего года упала на 43% на фоне роста выручки на 25%. Это объясняется внутрикорпоративными платежами в пользу дочерних предприятий, осуществленными с целью финансирования капвложений;
3) заместитель финансового директора заявил компании, что чистая прибыль по РСБУ по итогам 2003 года упадет на 50%. Очевидно, что соответствующим образом уменьшатся и дивиденды по привилегированным акциям;
4) отчет за 2002 год по МСБУ продемонстрировал снижение доли привилегированных акций, принадлежащих группе основных акционеров, до 21.02%, тогда как в конце 2001 года их доля составляла 79.78%.
Лишь несколько месяцев назад новости о снижении прибыли, двукратном сокращении размера дивидендов и продаже акций инсайдерами заставили бы инвесторов спешно избавляться от этих бумаг и в дальнейшем с большой опаской относиться к данной компании. Сегодня же игра на повышение, подогреваемая некоторыми представителями брокерского сообщества, обеспечивает все больший рост котировок этих бумаг.
По мнению аналитиков "Атона", нужно заметить, что "Транснефть" - по-прежнему прекрасная компания: рентабельность EBITDA составляет 50%; денежные потоки равны 600-700 млн долл. (до новых проектов); отличные перспективы долгосрочного роста объемов прокачки и денежных потоков; просто великолепный баланс. Все эти факторы могли бы сделать инвестиции в бумаги "Транснефти" выгодным вложением средств. Но, по мнению "Атона", есть одна проблема, а именно - никогда не предполагалось, что этой прекрасной компанией будут владеть держатели привилегированных акций, или что она будет управляться в их интересах. Так же, как и в случае с "Сургутнефтегазом", в "Транснефти" существует огромный разрыв между интересами владельцев контрольного пакета акций и портфельных инвесторов. Государству (которое владеет 100% голосующих акций) нужно, чтобы "Транснефть" выполняла разные социально-экономические и геополитические задачи; вопрос повышения ликвидности и рыночной капитализации привилегированных акций в списке приоритетов стоит далеко не на первом месте.
Поэтому аналитики "Атона" считают, что оценка "Транснефти" как обычной публично торгуемой компании - чисто теоретическая задача, не имеющая никакого практического смысла. Более правильно рассматривать привилегированные акции в качестве некоего "гибрида" долгового и акционерного инструментов. Согласно оценке "Атона" стоимости привилегированных акций "Транснефти" как долгового инструмента, они стоят 91 долл., а как акционерного инструмента - 783 долл. Если предположить, что соотношение стоимости долгового инструмента к акционерному в совокупной стоимости составляет 75% к 25%, то справедливая стоимость одной привилегированной акции "Транснефти", по оценкам "Атона", равна 264 долл., что на 37% меньше по сравнению с текущими уровнями. Аналитики "Атона" понижают рекомендацию до "Продавать".
Комментарии отключены.