Менеджеры "Транснефти" планируют сократить выплаты по привилегированным акциям как минимум в 2 раза уже в следующем году, направив средства на развитие трубопроводов

Менеджеры АК "Транснефть" планируют сократить выплаты по привилегированным акциям как минимум в 2 раза уже в следующем году, пишут "Ведомости".

В акционерном капитале "Транснефти" 75% составляют обыкновенные акции, которые полностью принадлежат государству, 25% - привилегированные. Около 20% привилегированных акций находятся в номинальном держании в Росбанке. Банк не говорит, в чьих интересах он держит эти бумаги, однако его представители не скрывают, что часть акций принадлежит группе "Интеррос". Кроме того, владельцем крупного пакета "префов" "Транснефти" является компания "Нафта-Москва". По оценкам источника, близкого к компании, ей принадлежит около 15% привилегированных акций "Транснефти".

Миноритарные акционеры "Транснефти" отстояли свое право на дивиденды в тяжелых боях с госчиновниками. Еще в 1999 г. из устава компании была исключена норма, по которой владельцам "префов" причиталось 10% от неконсолидированной чистой прибыли. Вместо этого было решено выплачивать 50% от номинала, т. е. 0.5 руб. на акцию. Миноритарии не согласились с этим и подали в суд. Череда процессов завершилась их полной победой. В начале 2001 г. поправки, внесенные в устав, были признаны незаконными.

"Транснефть" не торопилась выполнять судебные предписания, но частным акционерам удалось отстоять свои права. В том же 2001 г. на их сторону неожиданно встал премьер-министр Михаил Касьянов, предписавший транспортной монополии заплатить владельцам префов 10% от чистой прибыли. С тех пор "Транснефть" ежегодно направляет на выплату дивидендов по привилегированным акциям более 1 млрд руб. , а чтобы не обидеть чиновников, ей приходится выплачивать примерно такую же сумму и на госпакет. Так, по итогам 2002 г. компания намерена перечислить дивиденды на общую сумму 2.644 млрд руб. , из которых 1.344 млрд руб. составят выплаты по привилегированным акциям.

Однако уже в следующем году ситуация может измениться. Как говорится в отчете компании "Атон", неконсолидированная чистая прибыль "Транснефти" (по российским стандартам) за I квартал 2003 г. сократилась на 23% до 91 млн долл., несмотря на рост выручки на 25%. При этом затраты компании увеличились на 67% , превысив 600 млн долл., а ее чистая рентабельность упала на 14%. "Мы не исключаем перераспределения затрат между материнской и дочерними компаниями в целях минимизации дивидендов, - пишут специалисты "Атона". - Мы можем снизить наши рекомендации по акциям "Транснефти", если подтвердится, что она манипулирует прибылью".

Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев подтвердил цифры, опубликованные в аналитическом отчете "Атона". "У нас действительно снизилась прибыль, ведь мы стали давать больше денег нашим дочерним предприятиям. Нужно поддерживать системы трубопроводов в хорошем состоянии, затраты на это растут", - пояснил он. С.Григорьев затруднился оценить, какую прибыль "Транснефть" получит по итогам 2003 г. , хотя полагает, что она упадет.

Падение прибыли головной компании приведет к автоматическому снижению дивидендов "Транснефти" по привилегированным акциям. По оценкам "Атона", выплаты по "префам" по итогам 2003 г. сократятся примерно на 15%. Однако правительственный чиновник полагает, что падение будет более серьезным. "Финансовый план компании на этот год изначально предусматривал падение прибыли в 2 - 2.5 раза. Соответственно, изменятся и выплаты частным акционерам", - утверждает он. Что касается будущих дивидендов на госпакет, то их, по словам чиновника, предполагается сохранить на уровне 2002 г.

Сергей Григорьев никак не комментирует эту информацию. А миноритарии по-разному реагируют на перспективу снижения дивидендов. "Мне это очень не нравится. Миноритарии должны получать доход от акций или за счет роста капитализации, или в виде выплат, - говорит владелец небольшого пакета "префов" "Транснефти". - Компания уже отказалась от выпуска ADR, а теперь и дивиденды может сократить". А вот представитель "Нафта-Москвы" говорит, что у его компании финансовые результаты "Транснефти" пока беспокойства не вызывают. "Я думаю, более детально этот вопрос имеет смысл рассмотреть в конце финансового года", - сказал он.

Другие новости

03.06.2003
14:48
"Транснефть" обсуждает с "ЛУКОЙЛом" возможность установления договорных тарифов по трубопроводам, которые построит "ЛУКОЙЛ", финансировать проект "Ангарск-Дацин" будет "Транснефть"
03.06.2003
13:13
С.Вайншток: АК "Транснефть" привлечет кредит Сбербанка РФ объемом 350 млн долл. сроком на 5-7 лет
30.05.2003
12:59
Чистая прибыль "Транснефти" по МСФО за 2002 г. сократилась на 10.2% до 27.9 млрд руб
28.05.2003
15:55
Арбитражный суд Москвы отказал ЗАО "Транс Нафта" в удовлетворении иска о признании неправомерными решений комиссии правительства РФ по вопросам использования систем магистральных нефтегазопроводов и нефтепродуктопроводов
28.05.2003
10:10
Менеджеры "Транснефти" планируют сократить выплаты по привилегированным акциям как минимум в 2 раза уже в следующем году, направив средства на развитие трубопроводов
28.05.2003
09:30
"ЮКОС" сегодня может получить от китайской госкомпании CNPC гарантии на закупку российской нефти на 25 лет объемом до 700 млн т
27.05.2003
16:51
С.Кукес: Объем прокачки российской нефти по трубопроводу Одесса-Броды может составить 9 млн т
27.05.2003
16:18
С.Кукес: ТНК положительно оценивает возможность поручения Транснефти разработки ТЭО проекта Западная Сибирь-Мурманск
27.05.2003
13:37
С.Вайншток планирует в среду обсудить с главой Госплана Китая и с президентом китайской CNPC строительство нефтепровода в Китай
Комментарии отключены.