Правительство РФ приняло принципиальное решение о строительстве экспортного нефтепровода Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин (Китай), заявил в пятницу премьер-министр РФ Михаил Касьянов.
При этом он отметил, что такое решение было принято правительством на последнем своем заседании 13 марта. Однако после заседания правительства 13 марта министр энергетики РФ Игорь Юсуфов сказал, что конкретного решения в отношении какого-либо из 3-х проектов по строительству экспортного нефтепровода правительством не принято. Как сказал 13 марта И.Юсуфов, правительство РФ поручило министерствам и ведомствам к 1 маю проработать проект строительства нефтепровода из Восточной Сибири до Находки с возможным ответвлением на Китай.
Все это свидетельствует о том, что шла жесткая борьба за выбор маршрута экспортной "нефтетрубы", и внезапный перевес ЮКОСа в этой борьбе определил направление будущего экспорта нефти. Как отмечается в официальной доктрине компании, будущее НК ЮКОС связано с освоением богатейших запасов нефти и газа Восточной Сибири.
В целом правительство рассматривало 3 варианта строительства нефтепровода - "Ангарск-Дацин", "Ангарск-Находка через Забайкальск" и "Ангарск-Находка через Забайкальск с ответвлением на Дацин".
О накале страстей вокруг маршрута новой "трубы" свидетельствует тот факт, что новые проекты появились после того, как 10 сентября 2001 г. ЮКОС, "Транснефть" и China National Petroleum Corp (Китайская национальная нефтегазовая корпорация) подписали генеральное соглашение о разработке ТЭО проекта строительства нефтепровода из России в Китай. Генсоглашение о разработке технико-экономического обоснования нефтепровода из России в Китай было подписано в рамках визита в Россию премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи. Протяженность нефтепровода оценивается в 2.5 тыс. км, в том числе по территории России - 1.642 тыс. км. Строительство нефтепровода тогда было рассчитано с 2003 г. по 2005 г. В сентябре 2001 г. стороны согласовали строительство нефтепровода по маршруту Ангарск - Дацин, определили формы гарантий по поставкам нефти, а также согласовали объемы поставок и формулу цены. На первом этапе работы нефтепровода (2005-2010 гг.) соглашение предусматривало ежегодные поставки в Китай нефти в объеме 20 млн т, на втором этапе (2010-2030 гг.) - 30 млн т в год. Объем инвестиций России в строительство нефтепровода оценивался в 1.2 млрд долл.
Однако затем "Транснефть" представила свой проект строительства нефтепровода из Ангарска в порт Находка с выходом на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Протяженность нефтепровода Ангарск-Находка составит 3765 км. Предполагаемый срок окончания строительства - 2008-2010 гг., мощность трубопровода - 50 млн т нефти в год. Стоимость проекта около 6 млрд долл. "Транснефть" даже вела переговоры с НК "Роснефть" и ЮКОСом о гарантированных поставках нефти, заполняющих этот трубопровод. Однако этот проект не получил широкой поддержки со стороны российских нефтяных компаний. Поэтому "Транснефти" пришлось бы взять на себя значительную часть финансовых расходов в случае реализации этого проекта. Кроме того, что строительство "трубы" в Китай в несколько раз дешевле, этот маршрут и в 1.5 раза короче, чем до Находки.
По предварительным оценкам, сухопутный проект Ангарск-Дацин будет экономически эффективен при прокачке уже 20 млн т нефти в год. Ангарск-Находка станет эффективным при прокачке порядка 50 млн т в год.
Позднее Минэнерго был предложен компромиссный вариант: строительство нефтепровода до Находки с ответвлением на Дацин.
Теперь ЮКОС вынужден ускорить освоение своих месторождений в Восточной и Западной Сибири несмотря на то, что другие компании могут принять участие в строительстве и гарантированном наполнении новой "трубы".
По оценке вице-президента ЮКОСа Реймонда Леонарда, Россия сможет экспортировать из Восточной Сибири в страны Азии до 400 тыс. барр./день в 2005 г. и 1 млн барр./день в 2010 г. По оценке ЮКОСа, общие запасы нефти в Восточной Сибири составляют 2.3 млрд т, а газа - 7 трлн куб. м. На их разработку потребуется около 25 млрд долл. Компания также намерена использовать трубопровод в Китай для экспорта нефти, добываемой на своих месторождениях в Томской области (Западная Сибирь). Однако в будущем компания может также начать поставки нефти с месторождений в Якутии, которые "ЮКОСу" еще предстоит приобрести.
В целом добыча нефти в Восточной Сибири и Якутии может быть доведена до 5-10 млн т к 2010 г. Поэтому для наполнения трубопровода добычу нефти в Западной Сибири надо довести до 37-40 млн т против 15-16 млн т в 2002 г.
С учетом того, что М.Касьянов сказал - ЮКОС и "Транснефть" выступят инвесторами строительства экспортного нефтепровода Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин, - и с учетом предпочтений этих компаний, ЮКОС скорее всего возьмет на себя строительство ответвления "трубы" в Китай, а "Транснефть" - в Находку.
Как считает глава "Роснефти" Сергей Богданчиков, строительство экспортного нефтепровода в расчете на одного покупателя ни к чему хорошему не привело бы. Строительство "трубы" с ответвлением в страны Азиатско-Тихоокеанского региона рассчитано на многих потребителей. Издержки монопольного положения покупателя уже известны - как только "Газпром" завершил строительство газопровода "Голубой поток" в Турцию, турки начали снижать ранее оговоренную цену за российский газ.
Комментарии отключены.