Правительство Литвы, как ожидается, в ближайшие дни примет решение о продаже 43% акций Ventspils Nafta, в которой оно усматривает единственное средство обеспечить загрузку простаивающего терминала и избежать его банкротства. Как считают эксперты ИК "Тройка Диалог", вероятно, пакет купит ОАО "АК "Транснефть". Участие России в капитале Ventspils Nafta позволит нормализовать работу латвийского предприятия и хоть на время и отчасти сделать менее острой проблему перегруженности российской экспортной инфраструктуры.
Напомним, что, по словам заместителя премьер-министра Латвии Айнарса Шлесерса, правительство может продать находящиеся в госсобственности 43.6% акций Ventspils Nafta российским нефтяным компаниям. Это заявление было сделано вслед за прозвучавшим в январе высказыванием его вице-премьера Виктора Христенко о том, что Россия прекратит поставки нефти в балтийский порт до конца I квартала 2003 г.
Другой крупный акционер - компания Latvijas Naftas Transit, представляющая собой ассоциацию транспортных компаний и владеющая 47.9% акций Ventspils Nafta, - в конце 2002 г. уже обсуждала возможность продажи своих акций российским инвесторам. При этом вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев заявил, что его компания заинтересована в приобретении акций Ventspils Nafta.
Экспортная мощность Ventspils Nafta составляет 16 млн т нефти в год (320 тыс. баррелей в сутки) и 12 млн т нефтепродуктов (240 тыс. баррелей в сутки).
Эксперты ИК "Тройки Диалог" также обращают внимание, что в рамках увеличения экспортных направлений Министерство энергетики поддержало предложение "Транснефти" увеличить пропускную мощность Балтийской трубопроводной системы (БТС) при строительстве второй очереди с 240 тыс. до 600 тыс. барр./сутки, а в будущем, возможно, и до 1 млн барр./сутки. По словам вице-президента "Транснефти" С.Григорьева, стоимость ввода в строй второй очереди составит около 1 млрд долл.
Источники финансирования в этом проекте - собственные средства "Транснефти" и кредиты российских и иностранных банков.
Проект расширения БТС конкурирует с предложением российских нефтяных компаний о прокладке трубопровода Западная Сибирь - Мурманск пропускной с выходом на рынок США мощностью 1 млн барр./сут.
Второй проект (нефтяников) обойдется дороже (предварительная стоимость - 3.4-4.5 млрд долл.) и займет больше времени, зато он, в отличие от предложения Транснефти, предусматривает строительство в Мурманске глубоководного порта, что даст российским компаниям доступ к заморским рынкам.
Напомним, что правительство предполагает сделать выбор между этими проектами в I квартале.
Тем временем российские экспортеры ждут удовлетворения более насущных экспортных нужд и надеются на возобновление поставок нефти в Вентспилс (мощность терминала 320 тыс барр./сут.), отметили в "Тройке Диалог".
Комментарии отключены.