МОСКВА, 20 июл - РИА Новости. Государство может выручить от приватизации 20% акций ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП) от 300 до 370 миллионов долларов, однако эксперты, опрошенные агентством "Прайм", расходятся во мнении, как целесообразнее реализовать акции: на торгах или через SPO.
Как сообщил агентству "Прайм" глава Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов, госакции НМТП будут размещаться на открытом рынке, конкретные параметры будут определены организатором сделки - UBS - совместно с отобранными им соорганизаторами.
БИТВА ГИГАНТОВ
НМТП ранее был внесен правительством в программу приватизации на 2011-2012 годы.
Так, Минэкономразвития предлагало разместить 20% акций компании на открытом рынке и выступало против участия в приватизации мажоритария - группы "Сумма" бизнесмена Зиявудина Магомедова совместно с "Транснефтью" . В свою очередь, "Роснефть" и "Транснефть" в апреле в своем письме к премьер-министру предложили оформить приватизацию в пользу "Роснефти".
Позднее в июле межведомственная комиссия, проводившая проверку финансово-экономического состояния порта, выступила за публичное размещение 20% акций. По ее мнению, реализация госпакета может стать катализатором для роста капитализации компании. Проверка была проведена по поручению первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова.
ЖЕЛАЮЩИХ НЕМНОГО
Правительство может получить наибольшую выгоду от продажи госдоли компании, путем размещения ее акций на одной из центральных мировых торговых площадок, считает аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.
"Не думаю, что многие стратегические инвесторы проявят интерес к данному активу, поэтому вряд ли получится получить премию от продажи. Это связано с обстановкой на рынке и основными акционерами НМТП. Немногие захотят отдавать большие деньги за статус миноритария", - пояснил он.
По мнению Рожкова, среди потенциальных покупателей может быть один-два крупных инвестора.
Учитывая текущую цену на акции компании, - 1,69 доллара за расписку, 20% НМТП может дать государству 360-370 миллионов долларов, подсчитал аналитик.
Если компания выйдет на рынок в ближайшее время и текущая обстановка сохранится, либо изменится в лучшую сторону, то она сможет привлечь больше инвесторов и даже появится шанс выручить небольшую премию, полагает эксперт.
Сегодня явно видно нежелание со стороны правительства продавать пакет группе «Сумма». Это связано с тем, как инвесторы управляют данным активом. Однако, по его мнению, нет никаких объективных барьеров, которые могут помешать компании Зиявудина Магомедова почти полностью овладеть портом, говорит Рожков.
"Никаких механизмов, ограничивающих действия "Суммы" сейчас нет, поэтому если Магомедов будет заинтересован, у него есть шанс скупить большой пакет этих акций с рынка", - заключает Рожков.
АУКЦИОН ИЛИ SPO?
В ноябре 2007 года группа НМТП провела IPO на международном рынке и российских площадках. В ходе IPO было размещено 19,38% акций компании, в том числе, 14% акций - на Лондонской фондовой бирже (LSE) в форме GDR и более 5% - в форме обыкновенных акций на РТС.
Форма приватизации оставшихся у государства акций пока не определена, но по данным источников газеты «Коммерсант» приватизация будет проведена путем SPO на LSE уже осенью этого года.
Аналитик "Газпромбанка" Алексей Астапов, считает, что правительство выручило бы больше средств, проведя аукцион. По его мнению, больший интерес у инвесторов бы вызвали все 20% акций одним лотом.
"Если будет проведено SPO, государство получит небольшую премию. Но транспортные крупные холдинги не выражают интерес к акциям НМТП, так как не стремятся стать миноритарными акционерами. Поэтому основным претендентом остается группа "Сумма". Если бы размещение акций проходило в виде аукциона, инвесторы бы проявили интерес, и государство выручило бы большую сумму", считает он.
При этом Астапов отметил, что, скорее всего, приватизация будет проводиться в виде SPO на российской и лондонской площадках.
"Но в этом случае интересы потенциальных инвесторов не будут удовлетворены полностью", - подчеркивает аналитик.
В свою очередь аналитик из Rye, Man & Gor Securities Елена Садовская, назвала позитивной новостью для компании информацию о том, что размещение может пройти на LSE.
По ее мнению, это поддержит ликвидность бумаг и даст шанс привлечь инвесторов из Европы и США, которые интересуются знаковыми инфраструктурными компаниями в России.
"Существуют и обсуждаются механизмы ограничения группы "Сумма" в приватизации актива. Может быть объявлено предложение ограниченному кругу инвесторов, где будут обозначены определенные требования", - считает Садовская.
Также аналитик выразила сомнения относительно интереса "Суммы" к НМТП в связи с ее финансовыми возможностями.
"Я не уверена, что "Сумма" готова дать большие деньги за него. У них затягивается сделка по покупке акций FESCO – скорее всего, у них проблемы с привлечением финансирования", - считает она.
Садовская отметила, что крупные банки – "Сбербанк" и ВТБ не заявили свое участие в вышеуказанной сделке – это говорит о том, что у "Суммы" все меньше возможностей получить дешевый кредит. Остался только Газпромбанк, считает Садовская.
"Если мы полагаем, что будет такая же волатильность, инвесторы будут так же запрашивать премию за риск. НМТП не такой "чистый" актив, как Globaltrans (компания провела SPO в июле на LSE - ред.), который получил небольшую премию. У НМТП на премию нет шанса, так что правительство выручит сумму, равную текущим ценам на акцию, либо чуть ниже, это около 300 миллионов долларов", - заключает Садовская.
Группа НМТП объединяет стивидорные компании ОАО "Новороссийский морской торговый порт", ООО "Приморский торговый порт" (с 2011 года), ОАО "Новороссийский зерновой терминал", ОАО "Новороссийский судоремонтный завод", ОАО "Флот НМТП", ОАО "Новорослесэкспорт" , ОАО "ИПП" и ООО "Балтийская стивидорная компания".
Группа "Сумма" и "Транснефть" владеют 51% акций НМТП, государство в лице Росимущества - 20% акций, структуры, подконтрольные ОАО "РЖД" - 5%, остальные акции находятся в свободном обращении.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.