Госактивы в АПК заинтересуют инвесторов, но их надо "причесать" - эксперты

МОСКВА, 28 июл - РИА Новости. Существенное обновление "приватизационного списка" Минфина за счет сельхозактивов, инициированное Минэкономразвития, свидетельствует о намерениях государства снизить ставшее в кризис слишком обременительным участие в этой отрасли, а также максимально пополнить бюджет, считают опрошенные РИА Новости эксперты. По их мнению, покупатели на озвученные компании сферы АПК найдутся, но и сами активы, и отношение государства к инвесторам придется улучшать.

Минэкономразвития в среду обнародовало согласованный с Минфином список из 11 крупных активов, часть которых предлагается для приватизации в 2011-2013 годах. По сравнению со списком из десяти активов, который источник в Минфине озвучил в понедельник, в нынешний список вошли "Росспиртпром", "Росагролизинг" и Объединенная зерновая компания (ОЗК).

Исключены же были РЖД и АИЖК - железнодорожная монополия еще не завершила свою реформу, приватизация же АИЖК не имеет коммерческого смысла, поскольку это институт развития.

"Транснефть", "Совкомфлот", "Роснефть", Сбербанк, ВТБ, ФСК, Россельхозбанк и "РусГидро" остались в списке.

ОЗК не комментирует данную инициативу. Однако, как сообщалось ранее, утвержденная стратегия развития компании до 2015 года предполагает вхождение в уставный капитал ОЗК частных инвесторов. Что касается "Росспиртпрома", то летом он предлагал Сбербанку стать его акционером, а долю - до 49% - оплатить алкогольными заводами, доставшимися банку по дефолтным кредитам.

ИНТЕРЕСНАЯ ОТРАСЛЬ

По мнению опрошенных РИА Новости экспертов, какой-либо сверхпривлекательностью для инвесторов сельскохозяйственная отрасль не обладает, однако некоторые преимущества у нее есть. "Скорее всего, включение сельхозкомпаний связано чисто с технической разбивкой по секторам - что есть, то и продаем", - отметил старший аналитик ИФК "Метрополь" Марк Рубинштейн. Государство стремится уменьшать все крупные пакеты, а в сфере АПК их немало, добавил он.

Кроме того, по словам аналитика, у сельского хозяйства неплохой потенциал для роста - сейчас сектор не использует массу возможностей, низкая производительность труда, земли простаивают.

Сельское хозяйство в последнее время было одним из главных получателей финансовой помощи со стороны государства, и не только в рамках антикризисных программ, напомнил руководитель Центра экономических исследований Московской финасово-промышленной академии Сергей Моисеев. "Это даже были просто банковские вливания без привязки к кризису", - уточнил он.

Сейчас дела у предприятий сферы АПК идут неплохо: Россельхозбанк, выдающий большую часть сельхозкредитов, находится в группе банков, имеющих минимальную просрочку по платежам заемщиков. Поэтому их приватизация - частичная, а затем, возможно, и полная - была бы сейчас уместна и полезна, полагает Моисеев.

По мнению ведущего эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгения Иванова, отрасль имеет ряд принципиальных конкурентных преимуществ, а при разумной организации бизнеса появятся и дополнительные инвестиционно привлекательные смежные отрасли.

ОЧЕРЕДЬ ИЗ ИНВЕСТОРОВ

Эксперты полагают, что покупатели на озвученные Минэкономразвития активы найдутся, но сами компании и отношение государства к инвесторам придется улучшать.

"Инвесторы пойдут в отрасль, несмотря на то, что в ней пока сохранится влияние государства. Но для этого компаниям нужна, в первую очередь, прозрачность: необходимо обнародовать финансовую отчетность за предыдущие годы, чтобы составить представление об их эффективности. Даже если сначала у частных собственников будет небольшая доля, это все равно приведет к появлению независимых директоров, которые смогут наладить эффективную деятельность, тогда внешние инвесторы смогут реально оценить привлекательность активов", - считает Моисеев.

Разумеется, эффективность, доступность отчетности и грамотное корпоративное управление - панацея не для всей отрасли, но ряд предприятий в определенных регионах вполне могли бы стать интересными как для российских, так и для зарубежных инвесторов, добавил эксперт.

"Я думаю, что инвесторы заинтересуются упомянутыми активами, несмотря на то, что основной контроль на ближайшие годы сохранится за государством, хотя многое, конечно, зависит от цены. И, конечно, от властей РФ: насколько они за оставшееся до приватизации время смогут укрепить доверие инвесторов. В последнее время мы видим соответствующие шаги, и я уверен, что они будут продолжаться", - рассуждает Рубинштейн. Тем более, это поможет продать активы подороже, добавил он.

"Стоять с этим товаром придется долго", - полагает Иванов. Примеров продажи крупных сельхозбанков в мире единицы. Что касается других участников списка, то это также очень непростые активы. В конечном итоге, все упирается в вопрос цены, отметил он.

По мнению представителя ИКАР, необходимости для государства быть собственником сельхозактивов нет - достаточно контролировать, обеспечивать правила игры. "Исключением, пожалуй, может быть лишь Россельхозбанк - не факт, что этот инфраструктурный актив может принести прибыль, а социальная нагрузка у него весомая", - считает он.

ГОСУДАРСТВО УСТАЛО ПОДДЕРЖИВАТЬ?

По мнению Рубинштейна, масштабное госприсутствие в сельскохозяйственном секторе - не минус, а, скорее, плюс: ведь это означает неплохую помощь в случае кризиса, что и было наглядно продемонстрировано. В свою очередь, российские власти в кризис осознали, что в одиночку с проблемами справляться сложно, и не прочь переложить часть ответственности на других собственников.

Сельское хозяйство субсидируется в большинстве стран, в том числе в ЕС и США, и Россия не исключение, другое дело, что объем господдержки "у них" заметно ниже, отметил представитель ИФК "Метрополь". "Думаю, что после приватизации части активов власти продолжат поддерживать отрасль - в конце концов, население надо кормить. Но объемы этой поддержки начнут снижаться, в частности, благодаря росту производительности на фоне модернизации и эффективного менеджмента", - сказал он.

Иванов напомнил, что у АПК масса застарелых проблем. "Скажем, логистика: если произвести товар у нас еще могут, то с его перевозкой и переработкой уже сложности. Если бы государство показало динамику в их решении, интерес инвесторов был бы выше", - полагает эксперт.

По его оценке, без продолжения господдержки не обойтись: компании нужно "причесать" перед продажей, сделав их более открытыми, а это и аудит, и налаживание системы управления.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Другие новости

Комментарии отключены.