Неразработанные месторождения Восточной Сибири содержат по меньшей мере 20 млрд баррелей нефти. Еще пять лет назад компания "ЮКОС" задумала построить трубу из этого региона в город Дацин на севере Китая. Но через несколько лет у проекта появился конкурент - "Транснефть" предложила построить нефтепровод в порт Находка.
Выбрать окончательный маршрут должно правительство. Чиновники не раз переносили заявленные сроки, а месяц назад глава Экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович заявил, что правительству поручено определиться с маршрутом Восточной трубы до 15 декабря.
"Транснефть" уже направила чиновникам проект решения о Восточном нефтепроводе. Эту информацию подтвердили "Ведомостям" сразу несколько чиновников из Минпромэнерго и Минэкономразвития. По словам одного из них, проект предусматривает строительство трубы пропускной способностью 80 млн т из города Тайшет (Иркутская обл.) до поселка Сковородино (Амурская обл.). Отсюда нефть будет поставляться по двум направлениям: 50 млн т нефти в тихоокеанскую бухту Перевозная (близ Находки), а еще 30 млн - в Китай. Очередность строительства этих веток в проекте не указана.
Вице-президент монополии Сергей Григорьев подтвердил, что его компания предлагает именно такой вариант Восточного трубопровода. По его словам, общая стоимость проекта оценивается в 11.5 млрд долл., участка Тайшет - Сковородино - 6.5 млрд долл. "В Сковородино планируется построить нефтеналивную эстакаду и возить нефть в Находку по железной дороге, пока не будет закончено строительство всего проекта", - добавил С.Григорьев. Он также говорит, что "Транснефть" просит предоставить ей льготы по налогам на прибыль, имущество и на добавленную стоимость на период строительства и окупаемости проекта.
Но чиновники вновь не готовы ставить точку в этом вопросе. "Проект не согласовывает [министр экономического развития и торговли Герман] Греф", - поясняет чиновник одного из профильных ведомств. Чиновник Минэкономразвития подтвердил, что его министерство не согласовало проект. Его ведомство, в частности, смущает отсутствие гарантий заполнения будущей трубы. С.Григорьев из "Транснефти" подтвердил, что пока гарантирована поставка лишь 24 млн т нефти из Западной Сибири. В ближайшей перспективе, по мнению чиновника, железная дорога вполне может заменить трубу при увеличении загрузки, хотя в перспективе "трубопровод будет выгоднее железной дороги". Представитель Минпромэнерго пообещал, что решение по проекту будет принято до конца года. А представитель правительства сказал, что, пока министерства не выработают согласованной позиции, решения не будет.
Нефтяники просят от чиновников ясности. "Для разработки Восточной Сибири необходимо понимать, в какие сроки будет построен трубопровод, какие объемы по нему могут транспортироваться и куда, иначе невозможно планировать работу по месторождениям", - объясняет представитель одной из крупных нефтяных компаний, владеющих лицензиями на месторождения Восточной Сибири. Представитель "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский добавил, что России "необходима диверсификация рынков поставки нефти" и глобально ситуацию могут изменить два маршрута: Восточносибирский и Западная Сибирь - Мурманск.
Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" уверен, что в ближайшее время чиновники не примут решения о строительстве трубопровода. "И вопрос не в деньгах, а в сырьевом обеспечении, - поясняет аналитик. - В Восточной Сибири есть набор потенциальных активов, но нет программы их освоения, и чиновники просто не хотят рисковать".
Комментарии отключены.