С.Вайншток предлагает лишить "ЛУКОЙЛ" права управлять строящимся портом в Высоцке

Давний конфликт между президентом "Транснефти" Семеном Вайнштоком и его бывшим начальником, президентом "ЛУКОЙЛа" Вагитом Алекперовым разгорелся с новой силой. В ответ на предложение В.Алекперова объединить "Транснефть" и "Транснефтепродукт" С.Вайншток предлагает лишить "ЛУКОЙЛ" права управлять строящимся портом в Высоцке.

"ЛУКОЙЛ" - крупнейшая нефтяная компания в России, в 2003 г. добыла 81.5 млн т нефти. Выручка компании за 2003 г. по РСБУ составила 261.9 млрд руб., чистая прибыль - 48 млрд руб.

"ЛУКОЙЛ" строит в Высоцке экспортный терминал мощностью 10.6 млн т нефти и нефтепродуктов в год. Его первая очередь в 4.7 млн т должна быть пущена 16 июня. Нефтепродукты туда поставляются по железной дороге. Она обошлась компании в 200 млн долл. По предварительным данным, в 2003 г. компания экспортировала 37.5 млн т нефти и 13.6 млн т нефтепродуктов.

Как отмечает газета "Ведомости", "ЛУКОЙЛ" давно мечтает о терминале по экспорту нефти и нефтепродуктов в США и Европу: компания наращивает экспорт и расширяет сеть заправочных станций за рубежом. На прошлой неделе она приобрела 779 АЗС в США, увеличив число станций в этой стране до почти 2000. Терминал в Высоцке - одно из любимых детищ президента "ЛУКОЙЛа" Вагита Алекперова. Он присутствовал на закладке терминала, несколько раз приезжал инспектировать строительство, а на прошлой неделе лично проследил за опытной заливкой танкера. Открывать терминал планируется с помпой: чиновник правительства Ленобласти утверждает, что на церемонию ждут премьер-министра Михаила Фрадкова.

Но радости В.Алекперова может помешать его бывший подчиненный - Семен Вайншток. В пятницу он предложил отдать терминал "ЛУКОЙЛа" в управление госмонополии по транспортировке нефтепродуктов - "Транснефтепродукту" (ТНП), сославшись на то, что бесконтрольный экспорт нефтепродуктов может сказаться на макроэкономической ситуации в стране. "Высоцк не должен быть управляем частной компанией", - заявил он. А вице-президент госмонополии Сергей Григорьев предположил, что "Транснефть" может отправить соответствующее предложение в правительство.

В пресс-службе "ЛУКОЙЛа" отказались комментировать эти заявления. Но сотрудники компании не скрывали своего возмущения: "Объяснением могут быть лишь сложные взаимоотношения С.Вайнштока и В.Алекперова", - заявил сотрудник "ЛУКОЙЛа". А его коллега добавил, что предложение С.Вайнштока - это ответ на письмо В.Алекперова об объединении "Транснефти" и ТНП.

В середине апреля В.Алекперов попросил Минэкономразвития объединить "Транснефть" и ТНП. В монополиях усмотрели в этом попытку "ЛУКОЙЛа" сменить их руководство. Взаимоотношения президентов "ЛУКОЙЛа" и "Транснефти" давно перестали быть безоблачными. С.Вайншток пришел в госкомпанию в 2001 г. из "ЛУКОЙЛа", где он был вице-президентом и руководил компанией "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь". После перехода в "Транснефть" его отношения с В.Алекперовым обострились - они спорили из-за предоплаты за услуги монополии и продажи "Транснефтью" излишков нефти. А в 2001 г. "Транснефть" поспешила исполнить решение Рязанского районного суда, запретившего отгружать нефть "ЛУКОЙЛа" на экспорт, по иску мелкого акционера НК Ирины Егоровой. Впоследствии "ЛУКОЙЛ" безуспешно пытался взыскать с "Транснефти" ущерб за остановку.

В пятницу С.Григорьев из "Транснефти" категорически отрицал, что заявление С.Вайнштока - это "ответ Алекперову", и уверял, что "его предложение вызвано лишь интересами государства". Он признает, что нельзя заставить "ЛУКОЙЛ" отдать терминал. "Но правительство может попросить, а "ЛУКОЙЛ" может согласиться", - полагает он.

Чиновники, впрочем, пока не рады этой идее. "Мы до сих пор не знаем, что делать с инициативой В.Алекперова по слиянию "Транснефти" и "Транснефтепродукта", - возмущается чиновник Минэкономразвития. - А предложение С.Вайнштока еще необычнее". А высокопоставленный чиновник правительства говорит, что обеим сторонам, прежде чем выдвигать инициативы в адрес друг друга, нужно "посмотреть на себя". Хотя он отметил также, что предложения по Высоцку "не лишены смысла".

В "Транснефтепродукте" идее С.Вайнштока обрадовались: "Было бы правильным передать терминал нам в управление, - говорит менеджер компании. - У "Транснефтепродукта" нет экспортного терминала, его строительство в Приморске только начнется".

Эксперты же не верят в реализацию идеи С.Вайнштока. "У государства немало других рычагов влияния на экспорт нефтепродуктов", - говорит аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров. А Дмитрий Лукашов из "Атона" добавляет, что "терминал не имеет никакого отношения к трубе". "В любом случае "ЛУКОЙЛ" добровольно терминал не отдаст", - резюмирует Д.Лукашов.

Другие новости

16.06.2004
16:38
М.Фрадков не получал предложений от главы "Транснефти" о передаче терминала в Высоцке под управление компании "Транснефтепродукт"
01.06.2004
11:58
С.Вайншток: "Транснефть" уже в 2005 г. сможет увеличить пропускную способность БТС до 62 млн т, если решение об увеличении проектной мощности с 50 до 62 млн т будет принято в I полугодии 2004 г
01.06.2004
11:26
С.Вайншток: "Транснефть" начала разработку проекта босфорского нефтепровода
28.05.2004
18:39
Совет директоров "Транснефти" рекомендовал собранию акционеров утвердить дивиденды за 2003 г. в объеме 3.962 млрд руб
24.05.2004
09:45
С.Вайншток предлагает лишить "ЛУКОЙЛ" права управлять строящимся портом в Высоцке
21.05.2004
16:32
С.Вайншток: Темпы роста добычи нефти должны стать предметом пристального внимания со стороны правительства
21.05.2004
15:32
С.Вайншток: ТНК-ВР и "Татнефть" предоставили гарантии на прокачку нефти турецкой стороне в рамках планируемого проекта строительства нефтепровода в обход Босфора
21.05.2004
14:24
С.Вайншток: Оператором частных нефтепортов должна быть госкомпания, которая сможет обеспечить единую экономическую политику в области экспорта
21.05.2004
13:05
С.Вайншток: Первый этап выполнения проекта строительства нефтепровода до Находки может быть реализован через 18-20 месяцев после утверждения ТЭО проекта
Комментарии отключены.