Государство, возможно, выйдет из состава акционеров "Связьинвеста", но механизм влияния на принятие решений и право вето по стратегическим вопросам у государства все равно останется. Об этом в интервью газете "Ведомости" заявил министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман. Далее приводится полный текст интервью.
"- Будет ли государство приватизировать "Связьинвест"?
- Приватизация "Связьинвеста" - это правильное направление движения. Но это сложный процесс, учитывая размеры и значимость компании для рынка связи и национальной безопасности. Существует комиссия Минэкономразвития, в которую входим и мы. Она отрабатывает базовые принципы, которые необходимо реализовать при приватизации "Связьинвеста".
В программе приватизации на 2004-2005 гг. есть некоторое количество стратегических предприятий, судьба которых должна определяться конкретно по каждому из них. "Связьинвест" входит в их число. Минэкономразвития дорабатывает проект указа президента, описывающий процедуру и особенности приватизации "Связьинвеста". Указ должен вывести предприятия "Связьинвеста" из списка компаний, не подлежащих продаже, и определить некоторые особенности приватизации.
- Насколько серьезные ограничения будут наложены на "Связьинвест" при продаже? Известен ли объем пакета?
- Предлагается механизм непосредственного участия государства в процедуре управления. Государство, возможно, и не будет являться акционером. Это не значит, что будет продаваться сразу весь пакет (75% минус 1 акция), но разработанные механизмы позволят государству независимо от его доли в акционерном капитале остаться участником принятия решений, иметь право вето по вопросам, представляющим стратегический интерес для государства и массового потребителя услуг связи, чьи права должны быть надежно защищены.
Есть две модели государственного участия в управлении приватизированным холдингом. Первый механизм - "золотая акция", он прописан в законе "Об акционерных обществах". Механизмы государственного контроля можно прописать и в уставе. Это тоже хороший вариант, он успешно работает во многих странах мира.
- "Связьинвест" планируется продавать с "Ростелекомом" или без?
- Планируется продажа акций самого холдинга "Связьинвест". В последующем нам придется решать вопрос о том, переводить ли "Связьинвест" на единую акцию или развивать его как межрегиональные компании (МРК), т. е. выбрать между европейской и американской моделями развития телекоммуникационной отрасли.
- Государственный контроль будет распространяться на все составные части "Связьинвеста"?
- Да.
- Кто, на ваш взгляд, был бы оптимальным инвестором "Связьинвеста"?
- Тот, кто был бы заинтересован в развитии самого "Связьинвеста", в увеличении его рыночной стоимости, а не в продаже и перепродаже акций. Холдинг имеет хороший потенциал для развития, но чем дольше "Связьинвест" не будет приватизирован, тем труднее будет реализовать потенциал.
- Каковы планы правительства в отношении демонополизации "Ростелекома"? Недавно появились сведения, что лицензии на дальнюю связь начнут выдаваться уже осенью. Когда может появиться первый конкурент "Ростелекома" - второй национальный оператор дальней связи?
- Либерализация рынка услуг дальней связи обсуждается уже давно, впервые эта задача появилась в Концепции рынка услуг связи, которую правительство утвердило в 2001 г. Проблемой была нерыночная непрозрачная модель перекрестного субсидирования, которое осуществлял "Ростелеком". Благодаря балансировке тарифов и взаиморасчетов за эти годы удалось существенно сократить эту функцию "Ростелекома". Мы считаем, что до конца года сведем ее к разумному минимуму. После этого можно будет, не опасаясь, выдавать лицензию другим компаниям. Вполне реально, что в начале следующего года появится компания, которая будет заниматься тем же самым бизнесом, что и "Ростелеком".
- Я слышал, что у "Связьинвеста" есть планы вернуть контроль над МГТС путем объединения его с "Центртелекомом"…
- Никогда не участвовал в подобного рода дискуссиях, хотя слышал о таком варианте. Он не исключен. Нынешние акционеры МГТС могут идти двумя путями: развивать компанию самостоятельно с проведением IPO или включить ее в межрегиональную компанию Центрального федерального округа, получив там соответствующую долю акций, с дальнейшим IPO самого МРК Центрального округа. Оба варианта интересны. Какой выбрать, решать акционерам.
- Как вы оцениваете роль "Альфа-групп" в российской телекоммуникационной отрасли?
- "Альфа-групп" в последнее время активна на рынке телекоммуникаций. Тот факт, что они недавно объявили о создании "Альфа-Телекома", говорит о том, что компания будет продолжать заниматься этой деятельностью и дальше. У них два неплохих актива - Golden Telecom и "ВымпелКом". Обе компании котируются на бирже, я надеюсь, что они будут продолжать развиваться.
- У "Альфы" еще есть пакет в "МегаФоне"…
- По этому поводу идет определенная дискуссия, которая даже перешла в судебную плоскость. Если права "Альфа-групп" на акции "Мегафона" подтвердятся в суде, на рынке появится собственник одновременно двух из трех крупнейших операторов мобильной связи.
- Что вы скажете по поводу аналитической записки Национального антикоррупционного комитета (НАК), в которой сделан вывод о том, что вы входите в "группу интересов и влияния", своей деятельностью в телекоммуникационной отрасли причинившую государству ущерб в 620 млн долл. Вы знакомы с этим документом?
- Документ абсолютно популистский, никакой существенной информации в нем не содержится. Та версия документа, которую мы получали в министерстве с вопросами от г-на [и. о. председателя НАК Кирилла] Кабанова была проработана. Мы написали ответ по всем интересующим его вопросам и более министерство в этой истории не участвовало.
- Как вы охарактеризуете само содержание аналитической записки?
- Это описание различного рода рыночных сделок, которые произошли за последние 15 лет, которые, с точки зрения антикоррупционного комитета, о чем-то свидетельствуют. Мне кажется, что они ни о чем не свидетельствуют, и более того, часть сделок, которые там описаны, одобрялись собраниями акционеров, советом директоров, аудировались аудиторами на протяжении этих лет. Иными словами, все сделки были добросовестные.
Я думаю, вся эта история связана с ожесточением конкуренции в отрасли, что обусловлено небывалым ростом российского телекоммуникационного рынка. Особенно ярко это проявляется в последнее время, когда государство вплотную подошло к приватизации "Связьинвеста".
- На телекоммуникационном рынке существует загадочная холдинговая структура под названием "ГРОС". Она считается неким стратегическим центром принятия решений. Что это за структура? Это действительно "мозговой центр"?
- Не могу ничего сказать. Слышал, что такая компания существует. Чьим и каким центром она является, надо спрашивать саму компанию.
- На днях вы вошли в состав комиссии, которая будет заниматься разработкой новых паспортов для россиян - с биометрическими параметрами. Каким и когда будет новый паспорт?
- Правительство предпринимает серьезные шаги для интеграции России в международное пространство. Сегодня весь мир переходит на документы, идентифицирующие личность, которые имеют больше степеней защиты, чем раньше. Раньше это были машиночитаемая строка и фотография. Сейчас вводятся дополнительные технологии: голограмма, цифровая фотография, которая позволяет получать более четкое изображение, и, конечно, биометрические данные. Предполагается, что паспорт будет иметь встроенный чип, который позволяет бесконтактно снимать информацию.
- Какие именно биометрические данные будут зафиксированы в новом документе - отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза, что-то еще?
- Мы не будем вводить специальные российские параметры, а будем следовать мировым рекомендациям. Окончательного решения по обязательной биометрии нет. Пока рассматриваются две биометрических технологии - дактилоскопическая и радужная оболочка глаза.
- Речь идет только о загранпаспортах?
- В первую очередь о загранпаспортах. По-видимому, те паспорта, которые сегодня находятся на руках, будут продолжать действовать. Рассматривается идея вклеивать в паспорт специальный стикер, который будет нести дополнительную информацию, чтобы не менять паспорта. Но по мере того как срок действия старых паспортов будет заканчиваться, они будут заменяться на паспорта нового типа.
- Когда должна заработать новая система?
- В 2006 г. Система состоит из нескольких блоков. Мы отвечаем за информационный блок - формирование баз данных и создание телекоммуникационной инфраструктуры, которая связывает пограничные переходы, базу данных в единое целое.
- Что делает Мининформсвязи для поддержки IT-отрасли вообще и офшорного программирования в частности?
- Мы внесли в правительство три концепции: развития рынка информационных технологий, применения IT в органах государственной власти и информатизации в регионах. Эти концепции должны лежать в основе государственной политики по развитию информационных технологий. Мы планируем, что правительство рассмотрит их до конца октября.
- Какие цели у государства в этой области?
- Об этом довольно сложно говорить, поскольку есть проблема с измерением рынка. Госкомстат оценивает IT-экспорт в 300-350 млн долл. в год. Сам рынок считает, что речь идет о 500-550 млн долл. в год.
Анализируя предыдущие четыре года, мы видим, что этот рынок растет примерно на 70-80% в год. С этой цифрой все более-менее согласны. Если исходить из этого, то в следующем году мы можем иметь 1 млрд долл. экспорта, а еще через год - 2 млрд долл. Это очень важно, если стоит задача удвоения ВВП. Традиционные, сырьевые отрасли экономики растут на 3-4% в год, и необходимо каким-то образом обеспечить более быстрый экономический рост. Экспорт IT-продуктов - очень выигрышная тема, потому что капиталовложения относительно маленькие, а эффект большой.
- Какова судьба программы "Народный компьютер", о которой так много говорилось раньше? Такое впечатление, что о ней уже забыли.
- Это правда. Сама по себе программа очень важная и интересная. Ее инициатором выступало министерство и сами компании-поставщики. Они были готовы поддерживать покупателя компьютеров. Подобные проекты есть в концепции развития IT-рынка. "Народный компьютер", наверное, не будет федеральной целевой программой, а станет либо самостоятельной ведомственной программой, либо частью ФЦП "Электронной России".
- Рынок очень волнует, каким будет размер отчислений в фонд универсального обслуживания.
- Сегодня идет речь об отчислениях от оборота компаний-операторов в размере около 1%, может, 1.5%.
Мы хотим, чтобы этот механизм был прозрачным и абсолютно подконтрольным обществу, депутатам Госдумы и Совета Федерации. Идет отработка документов, в ней участвуют, в частности, эксперты Мирового банка, российская компания "БДО Юникон". После того как будет разработан пакет документов, он будет предложен рынку для обсуждения.
- Раньше говорилось о 3%…
- Я считаю, что исходя из нынешних задач 1-1.5% было бы достаточно. Если механизм нормально заработает и операторы почувствуют определенный интерес, никто не мешает впоследствии пересмотреть ставку.
Сегодня мы ставим перед собой задачу иметь хотя бы по одному телефону-автомату в каждом населенном пункте, а, например, в Швеции к универсальной услуге отнесен широкополосный доступ в Интернет для каждой квартиры. В Финляндии, где тоже работает механизм универсальной услуги, поставлена цель обеспечить широкополосный доступ для каждой финской семьи со скоростью передачи данных 11 мегабит в секунду. И они должны это реализовать в течение 2005 г. И финансируется это из резерва универсального обслуживания.
У идеи универсального обслуживания огромное количество оппонентов, ими выступают крупные компании. Мы готовы дискутировать с ними сколько угодно, но основная идея этого механизма - обеспечить связь там, где экономика региона не позволяет. Это, по сути, борьба с бедностью. Это и есть социальная ответственность бизнеса. О ней много говорят, но как доходит до дела, обнаруживается много аргументов против того, чтобы это дело исполнять.
Этот механизм очень важен и с точки зрения воспитания рынка. Абонент, почувствовавший прелести телекоммуникаций, становится потенциальным клиентом для всех операторов, он будет больше и больше денег тратить на покупку услуг связи.
- Операторы наверняка предлагают различные варианты телефонизации удаленных регионов. Какие из них вам наиболее симпатичны?
- Принцип универсального обслуживания означает, что все операторы равны. Любой оператор - самый большой, самый маленький, с государственным участием или абсолютно частный, - если он решил заниматься этой деятельностью, имеет право на компенсацию из резерва национального обслуживания. С точки зрения технологий никакого универсального решения быть не может. В нетелефонизированных районах Московской области активно развивается так называемый радиотаксофон. Поскольку область покрыта уже всеми тремя большими операторами сотовой связи, установка таксофона - самое простое мероприятие. А небольшие населенные пункты в Центральной России или на Севере эффективнее обеспечивать связью посредством спутниковых технологий, потому что расстояние между этими пунктами очень большое. Заодно будет решен не только вопрос установки таксофона, но и подачи телевидения и Интернета в школы.
- Каким будет третье поколение сотовой связи (3G) в России?
- Думаю, что мы будем продолжать линию, связанную с российскими международными обязательствами, - поддерживать стандарт UMTS для развития третьего поколения. Технически мы уже готовы выдавать лицензии и объявлять конкурсы на 3G. Но мы не очень форсируем процесс. Сотовые операторы активно развиваются в российских регионах. Выдача лицензий третьего поколения неизбежно приведет к тому, что операторы начнут реализовывать эти лицензии, строить сети 3G-поколения и вкладывать в них деньги. Соответственно, это может сократить темпы развития сетей второго поколения. При этом операторы будут инвестировать средства в 3G в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, где и так со связью все в порядке. Потребителей услуг третьего поколения сегодня не так много, потому что операторы, создавшие подобную систему, предоставляют практически те же самые услуги, что и сети второго поколения.
Оборудование для сетей 3G также вызывает определенные нарекания у операторов. Поэтому сомнительно, стоит ли сегодня торопиться с введением сетей 3G.
В конце следующего года в России могут наступить некое насыщение и спад темпов развития. Если в этом году у нас будет 60 млн сотовых абонентов или чуть больше, то на 100 жителей России будет приходиться около 50 аппаратов - это очень высокий уровень. В тот момент, когда темп роста начнет падать, как раз и можно предложить операторам позаниматься новыми технологиями и услугами. Я надеюсь, что к этому моменту в мире создадут более совершенное, надежное и дешевое оборудование, а операторы будут готовы предложить абонентам интересные, хорошо проработанные услуги.
- Можно рассчитывать на запуск сетей в 2006 г.?
- Да, это вполне реальный срок.
- Значит, лицензии могут быть выданы уже в 2005 г.?
- Можно и в 2005 г. В течение последних четырех лет мы умышленно не хотели выдавать лицензии. Потому что, как показывает опыт европейских стран, вся история с выдачей лицензий третьего поколения негативно сказалась на судьбе многих операторов, некоторые обанкротились.
- Получается, что сотовый оператор "Скай Линк", работающий в стандарте CDMA-450, так и останется во втором поколении и не получит лицензии 3G?
- Да. Мы никогда не считали, что технология, на которой развивается "Скай Линк", - это технология третьего поколения. Ее можно называть "два плюс" или "три минус". С одной стороны, она позволяет повысить скорость передачи, но у системы существует целый ряд принципиальных ограничений. Например, пропускная способность: "Скай Линк" не может обслуживать сегодня большое количество абонентов.
Развитие этого стандарта в мире находится под вопросом. Мы занялись этим стандартом, поскольку он очень хорошо вписывается в идеологию модернизации сетей первого поколения. Я могу четко сказать, что никаких планов дать "Скай Линку" лицензию на третье поколение сегодня нет."
Леонид Дододжонович Рейман родился 12 июля 1957 г. в Ленинграде. Окончил Ленинградский электротехнический институт связи им. М. А. Бонч-Бруевича в 1979 г. по специальности "инженер электросвязи". Работал инженером, начальником цеха на Ленинградской междугородной телефонной станции. С 1985 г. занимал руководящие должности в Ленинградской городской телефонной сети (ЛГТС). С 1988 по 1999 гг. - замначальника ЛГТС по развитию, главный инженер ЛГТС, директор по международным связям, директор по инвестициям и международным связям, первый заместитель генерального директора ОАО "Петербургская телефонная сеть". В июле 1999 г. назначен статс-секретарем - первым заместителем председателя Государственного комитета по телекоммуникациям, в августе 1999 г. - председателем Государственного комитета по телекоммуникациям, в ноябре 1999 г. - министром по связи и информатизации. С марта по май 2004 г. - замминистра транспорта и связи. 20 мая 2004 г. назначен министром информационных технологий и связи. Женат, имеет сына и дочь.
Комментарии отключены.