ОБОБЩЕНИЕ: Первое место - не для "Магнита", он - за деньги

МОСКВА, 27 янв - РИА Новости/Прайм. Главе и основному акционеру одного из крупнейших российских ритейлеров "Магнита" Сергею Галицкому в пятницу предстояла непростая задача: комментировать не самые выдающиеся финансовые и операционные результаты компании за 2016 год на телефонной конференции с аналитиками.

Особую пикантность ситуации придавал тот факт, что не далее, как во вторник свои результаты опубликовал основной конкурент "Магнита" - компания X5 Retail Group, который по итогам четвертого квартала обошел "Магнит" по выручке.

Сам "Магнит" проявил себя в октябре-декабре не очень хорошо. Показатель EBITDA ритейлера в четвертом квартале по МСФО уменьшился на 4,73% по сравнению с показателем за аналогичный период 2015 года - до 27,495 миллиарда рублей. Чистая прибыль детища Галицкого сократилась на 14,98% - до 13,439 миллиарда рублей, выручка повысилась на 9,42%, составив 284,675 миллиарда рублей.

В целом за 2016 год EBITDA ритейлера увеличилась на 3,63% в годовом выражении - до 107,749 миллиарда рублей. Чистая прибыль уменьшилась на 7,96% и составила 54,363 миллиарда рублей, выручка выросла на 13,07% - до 1,075 триллиона. Впрочем, результаты своей компании Галицкий комментировал достаточно стойко, повторяя свою извечную фразу: "Магнит" не гонится за выручкой, он - за эффективность.

"Вы всегда должны знать: первое место – это не для нас. Мы – за прибыль, мы – за деньги, мы – за эффективный бизнес. Поэтому мы будем всегда ловить баланс между ростом и эффективностью", - уверял аналитиков Галицкий.

НИЗКАЯ ИНФЛЯЦИЯ, ПАДЕНИЕ ДОХОДОВ

По словам финансового директора "Магнита" Хачатура Помбухчана, в четвертом квартале прошлого года ритейлер снижал торговую наценку на товары, чтобы быть в более конкурентном положении на рынке. "Мы также оперируем больше в маленьких населенных пунктах, и там покупатель до сих пор чувствует себя гораздо хуже (по доходам)", - отметил он.

По словам топ-менеджера, на результатах сети в октябре-декабре также сказалась макроэкономическая ситуация: инфляция по итогам года составила 5,4% против 12,9% в 2015 году, продовольственная инфляция - 4,6% против 14%, а реальные располагаемые доходы россиян в 2016 году снизились на 5,9% по сравнению с 2015 годом.

Отдельные комментарии потребовались для объяснения снижения продаж гипермаркетов "Магнита": их выручка в 2016 году снизилась на 2,41%, до 157,689 миллиарда рублей, в четвертом квартале - на 6,73%, до 40,394 миллиарда.

"Здесь ситуация аналогичная, большая их часть расположена в небольших населенных пунктах, где покупатель чувствует себя плохо. Там достаточно высокая конкуренция с открытыми рынками и ввиду того, что большая часть этих городов расположена на юге, эти рынки работают круглый год", - пояснил Помбухчан, добавив, что формат гипермаркетов остается прибыльным, несмотря на снижение трафика.

В свою очередь Галицкий отметил, что сейчас ритейлер формирует политику в области продаж гипермаркетов. "Мы видим, что у нас есть понимание, куда там двигаться. Но сам формат не в очень позитивном состоянии находится, не только у нас, а вообще", - напомнил он.

В то же время, по словам топ-менеджеров "Магнита", из-за принятия поправок в закон о торговле произошла коррекция финансовых показателей. Финансовый директор оценил ее в 0,14 процентного пункта по чистой прибыли и EBITDA за год и в 0,56 процентного пункта - по квартальным показателям. По его словам, эти условные "потери" показателей вернутся в первом квартале 2017 года.

УСКОРЕНИЕ ЭКСПАНСИИ

В 2016 году "Магнит" открыл 1,97 тысячи магазинов: 927 "магазинов у дома", 18 гипермаркетов, 39 магазинов "Магнит Семейный" и 986 магазинов косметики. Годом ранее сеть открыла большее количество объектов – 2,378 тысячи. Многие аналитики отмечали, что, в том числе, замедление экспансии "Магнита" позволило основному конкуренту X5 обогнать его по продажам.

В пятницу "Магнит" опубликовал прогноз по открытиям на 2017 год. Компания планирует открыть 1,7 тысячи "магазинов у дома", не менее 15 гипермаркетов и 25 магазинов "Магнит Семейный", а также тысячу магазинов косметики. Помбухчан отметил, что 60% открытий придется на второе полугодие.

"Мы потратили 2016 год на совершенствование и пересмотр технологий продаж. Мы, хотя открывали меньшее число магазинов, но – достаточно качественные магазины. В этом году мы можем, сохраняя качество, нарастить количество "магазинов у дома", - указал он. Развиваться сеть планирует во всех регионах, за исключением тех, где рыночная доля "Магнита" превышает 25% - около 40 муниципальных образований из тысячи.

В свою очередь, гендиректор компании Сергей Галицкий подчеркнул, что главное для "Магнита" - количество прибыльных магазинов. "Мы могли бы открыть в этом году и две, и три тысячи магазинов, но в конце 2015 года мы поняли, что нам надо переосмыслить фундаментальные вещи по открытиям. Поэтому мы решили, что нам лучше взять паузу и внимательно оценить, что мы сейчас делаем", - подчеркнул глава сети.

Рассказал Галицкий и о планах по обновлению магазинов ритейлера. По его словам, в прошлом году "Магнит" обновил 158 магазинов, в 2017 году реновации подвергнется около 2 тысяч объектов. "Мы с января приняли программу рестайлинга магазинов. Где-то в среднем 160-180 магазинов в среднем каждый месяц будут закрыты", - сообщил он.

По его словам, "Магнит" с декабря открывает магазины уже в обновленном формате. Для реновации магазины закрываются на 18-20 дней, и в месяц, когда они закрыты, они не учитываются при расчете сопоставимых продаж ритейлера. Рост продаж обновленных магазинов составляет порядка 12% к обычным продажам.

КОМУ МЕНЯТЬ АССОРТИМЕНТ?

Аналитик Morgan Stanley Нида Икбал Сиддики в ходе телефонной конференции задала вопрос, планирует ли "Магнит", кроме обновления магазинов, менять в них ассортимент. Ответ Галицкого был однозначный - нет. "Этот процесс – вечный", - подчеркнул он. Впрочем, вопрос аналитика, как оказалось, задел главу ритейлера.

"Есть такое ощущение, что мы разговариваем с легко заболевшим человеком. У нас самая большая EBITDA в отрасли, у нас самая большая прибыль в отрасли. Мы единственные, кто при этом платит дивиденды, отвлекая денежный поток. Если бы мы не платили дивиденды, у нас бы долгов уже не было вообще", - указал Галицкий.

"Поэтому когда мы говорим об изменении ассортимента – давайте мы посмотрим продажи наших конкурентов, которые открываются в регионах, какие они? Между 75 миллиардами EBITDA и 107 миллиардами EBITDA есть небольшая разница, практически 50%, и это при том, что все наши магазины неотрестайлены. Поэтому надо задуматься, кому надо над ассортиментом поработать – нам или кому-то другим", - продолжил он.

СИЛЬНАЯ МОТИВИРОВАННАЯ КОМАНДА

Традиционно в ходе сессии вопросов и ответов был затронут вопрос изменений в топ-менеджменте "Магнита" - компания начала производить перестановки с конца 2015 года, когда стали замедляться темпы роста продаж. Галицкий рассказал, что с лета прошлого года он начал формировать новую команду менеджеров, поскольку увидел, что "пришло время смены поколений".

"Это уже у нас третья смена поколений, я могу сравнивать. Мне кажется, по потенциалу это сейчас самая сильная команда. Да, потребуется время. Да, у нас будут смены на втором-третьем уровнях, мы думаем, что в штаб-квартире мы за следующий год еще человек 10 поменяем второго уровня менеджеров. Но потенциал этой команды мне очень нравится", - подчеркнул предприниматель.

Отвечая на вопрос, каким образом "Магниту" удалось сократить расходы при снижающейся выручке, Галицкий ответил, что на это он "замотивировал менеджеров". "И потому что мы работаем. Если бы я их замотивировал на рост, они бы у меня тоже открыли три тысячи магазинов, из которых тысяча была бы никчемных. Но мы их замотивировали на эффективность, и так будет всегда", - добавил он.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.