МОСКВА, 14 сен - РИА Новости. Отрасль розничной торговли, бурно развивающаяся все последние годы, в сентябре 2008 года почувствовала удар кризиса в числе первых после банковской системы - зависимая от потребительского спроса и банковских кредитов, она очень резко сдала позиции.
Однако, несмотря на то, что с начала года темпы роста отрасли в денежном отношении стали безудержно падать, основные игроки сумели удержаться и даже укрепить свои позиции.
ИССЯК ИСТОЧНИК
Отрасль ритейла в России, которая в последние годы была завязана на непрерывном и порой чрезмерном кредитовании, чем обеспечивала себе серьезные темпы роста, ощутила удар под влиянием кризиса ликвидности банков в начале осени 2008 года, когда доступность кредитов была резко ограничена. Главным фактором жизнеспособности компании стал считаться размер ее долга.
В кризис шокированные ритейлеры начали в массовом порядке сворачивать инвестпроекты и вести переговоры о реструктуризации долга. Первыми ласточками отраслевого кризиса стали дефолты холдингов "Марта", "Алпи".
Тогда же эксперты начали предсказывать волну дефолтов, банкротств и сделок по слиянию и поглощению в отрасли на ближайшую годовую перспективу. Однако процесс консолидации на рынке затормозили бюджетные ограничения ритейлеров. А после более тщательного изучения рынка стало ясно, что долги и неэффективность слабых игроков грозят при поглощении только ухудшить экономическое положение его покупателя. Кроме того, активы значительно обесценились, и переговоры по сделкам купли-продажи, которые бизнесмены начали еще до кризиса, застыли, так как владельцы не готовы были принять "кризисные" цены.
Ухудшение макроэкономической ситуации осенью прошлого года привело к замедлению роста потребления как в продовольственном, так и в непродовольственном сегментах. Дискаунтеры и гипермаркеты при этом оказались в выигрыше - поток покупателей в их магазины только вырос. В целом же, по данным Росстата, оборот розничной торговли, который последние годы устойчиво рос и в сентябре 2008 года еще демонстрировал прирост на 12%, с октября замедлил рост (а с февраля 2009 года динамика вовсе оказалась отрицательной впервые за девять лет, и до сих пор не вышла на положительный показатель)... На фоне общей негативной ситуации на рынке стали падать котировки основных публичных продовольственных ритейлеров, как на российских, так и на зарубежных торговых площадках. Например, рыночная стоимость GDR на Лондонской бирже X5 Retail Group, крупнейшего по объемам продаж российского ритейлера, во второй половине ноября упала в девять раз по сравнению с майским показателем (самым высоким за 2008 год у компании). GDR "Магнита", крупнейшей сети в РФ по количеству магазинов, в тот же период упали в цене в пять раз по сравнению с сентябрьскими показателями.
ПОМОЩЬ СВЫШЕ
Осенью ритейлеры усилили работу над снижением издержек, которых за последние годы в условиях работы на фоне "потребительского бума" накопилось предостаточно. И вместе с этим начали более настойчиво говорить о том, что розничную торговлю, доля которой в структуре ВВП превышает 20%, необходимо признать одной из стратегических отраслей и финансово поддержать хотя бы основных, дееспособных игроков. В этих же условиях, считали игроки, более сильные компании (таких называлось не больше 5-7) смогут поглотить слабых игроков, и таким образом не допустить смерти сети, и как итог - не допустить нехватки продуктов для населения. Аргументы были услышаны. X5 Retail Group N.V. (управляет розничными сетями "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель"), а также "Магнит", "Дикси", "Лента", "Седьмой континент", "Виктория", "Копейка" и "Аптечная сеть 36,6" вошли в список системообразующих предприятий. Проблемы ритейлеров обсуждались на высшем правительственном уровне. Ряду компаний, в том числе Х5, "Магниту" и "Седьмому континенту" госбанками были выданы крупные кредиты для пополнения оборотных средств и реструктуризации задолженности.
Несмотря на прогрессию кризиса, активизировалась подготовка законопроекта о торговле, который правительство подготавливало последние лет пять. Разработчики предполагали, что документ установит ясные и прозрачные правила игры на рынке и будет способствовать развитию отрасли. Однако ритейлеров больше встревожило, нежели обрадовало вмешательства государства в их деятельность. В конца года законопроект вышел на финишную прямую. В то же время предновогодний сезон-2008, традиционно высокий у торговцев, по подсчетам самих участников и аналитиков, оказался "беднее" прошлогоднего в среднем на 20%. Финансовая отчетность российских сетей за первый квартал также показала невысокие результаты: X5 получила чистый убыток в размере 82,1 миллиона долларов против чистой прибыли в 83,3 миллиона долларов в первом квартале 2008 года, "Дикси" получила чистый убыток в размере 23 миллионов долларов против чистой прибыли в 6,85 миллиона долларов годом ранее. Также в начале года проблемы с погашением облигационных займов стали испытывать "Седьмой Континент", "Дикая Орхидея" и другие.
Но, несмотря на кризис, интерес к российскому розничному рынку со стороны крупных зарубежных ритейлеров только разгорелся. Зарегистрировала представительство в РФ американская Wal-Mart, крупнейшая в мире сеть по объемам продаж, обозначила конкретные планы (а позже их и воплотила) по экспансии на российском рынке французская Carrefour, вторая по величине в мире, активизировались и другие зарубежные сети.
При этом в начале лета достиг апогея процесс подготовки отраслевого законопроекта - правительственный вариант за несколько недель был дописан под руководством первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова по поручению премьер-министра Владимира Путина. Тогда же депутатами был предложен альтернативный вариант законопроекта, который в большей степени отражал интересы российских производителей. В итоге в первом чтении в сентябре текущего года Госдумой был принят правительственный вариант законопроекта.
В свою очередь, российские сети, пережив зимние месяцы и период полной неопределенности, стали смотреть в будущее более оптимистично. Котировки стали стабильно расти, по данным на начало сентября акции Х5 по сравнению с ноябрем подорожали в пять раз, "Магнита" - более чем в четыре раза.
НАДЕЖДА НА "ПЛЮС"
В ближайшем будущем, как отмечают аналитики, в случае позитивной динамики развития экономики (стабилизации рынка труда, замедления инфляции) оборот розничной торговли, который с мая колеблется около нулевых отметок роста, может войти в положительную зону. По словам отраслевых экспертов, первая десятка ритейлеров, за исключением "Ленты" и "Седьмого Континента", акционеры которых вели переговоры о продаже бизнеса, за кризисный год укрепили свои позиции, в том числе за счет того, что мелкие, слабые игроки ушли с рынка и "отдали" недвижимость. Эксперты уверены, что позиции основных участников рынка, как продовольственного, так и непродовольственного сегментов, останутся стабильным. Региональные сети, в свою очередь, также довольно оптимистично смотрят в будущее. По словам участников рынка, они "видят четкие стратегии дальнейшего роста". Также, добавляют эксперты, во многом на развитие отрасли повлияет и то, каким будет принят отраслевой закон.
Согласно прогнозу Минэкономразвития, оборот розничной торговли по умеренно-оптимистичному сценарию с 2010 по 2012 годы будет расти в пределах 2,1-3,2% в год.
В 2009 году спад оборота розничной торговли составит 5,8% по отношению к показателю за 2008 год. Ожидается, что к концу года начнет медленно восстанавливаться. По мнению аналитиков, в 2009 году оборот продовольственной розницы в рублях продемонстрирует рост на уровне 12%, непродовольственной - практически не изменится (оборот розничной торговли в России в 2008 году вырос на 13% и составил 13,85 триллиона рублей).
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.