ОБЗОР: Совершенствование законов нужно для развития в РФ синдицированного кредитования

МОСКВА, 9 июн — РИА Новости. Участники круглого стола, прошедшего в четверг в Госдуме, выступают за совершенствование законодательства в целях развития рынка синдицированного кредитования в России.

"С точки зрения развития рынка синдицированного кредитования, все вопросы, связанные с совершенствованием законодательства, играют далеко не последнюю роль", - заявил старший управляющий директор, начальник управления синдицированного кредитования Sberbank CIB Юрий Корсун.

Он напомнил, что синдицированный кредит – это кредит, предоставленный несколькими кредиторами. "То есть основная прелесть его состоит именно в том, что банки могут поделить между собой риски и, в принципе, участвовать в проектах, больших, чем на ту сумму, которую они могли бы или готовы дать в этот проект. Именно это объединяет банки и позволяет закрывать достаточно крупные и сложные сделки", - пояснил представитель Сбербанка.

Исполнительный директор по синдицированному кредитованию и структурированию Райффайзенбанка Антон Кукоба, в свою очередь, отметил, что синдицированные кредиты – это важный источник рефинансирования кредитов, а также важный и иногда единственный для некоторых отраслей источник финансирования сделок слияний и поглощений. При этом он обратил внимание на "мизерную долю" объема российских сделок, которая в мировом объеме составляет порядка 0,2%.

За последние три года на мировом рынке было закрыто сделок на 13,5 триллиона долларов, при этом по 2015 году в России закрыто сделок на 6 миллиардов долларов в то время, как, например, в Польше – на 10 миллиардов долларов, в США – на 2 триллиона долларов, напомнил исполнительный директор Райффайзенбанка. "Хотелось бы вернуться к объемам и количеству сделок, которые мы видели в лучшие для рынка (РФ) годы, когда объем составлял от 35 до 80 миллиардов долларов", - добавил он. Кукобе также "хотелось" бы, чтобы в части валюты "у нас" постепенно смещались акценты и большая часть заимствований происходила в локальной валюте. Это, по его словам, позволит банкам привлекать местное фондирование на более - менее схожих условиях.

"Развитый рынок синдикатов с его объемами и структурами позволит обеспечить непрерывную цепочку рефинансирования для российских заемщиков, не только корпоративных, но и банков. Результатом станет, в том числе, снижение количества плохих долгов в системе", - отметил Кукоба. Но для того, чтобы всего этого достигнуть, предстоит большая работа и стандартизация кредитного договора – это первый шаг в данном направлении, добавил он.

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

На круглом столе отмечалось, что важными факторами, ограничивающими потенциал долгосрочного кредитования, являются слабость базы российских инвесторов, готовых вкладывать средства на сроки 5-7 лет, необходимость надлежащего обеспечения и защиты их прав, отсутствие надежных механизмов рефинансирования, а также недостаточное развитие современного финансового инструментария.

К проблемам, затрудняющих развитие рынка синдицированного кредитования в России, относятся: разная стоимость фондирования для банков с госучастием, крупнейших, средних и региональных банков; отсутствие у большинства российских банков опыта кооперативной работы в качестве сокредиторов и созалогодержателей; высокий уровень взаимного недоверия между банками; недостатки нормативного правового регулирования.

ЧТО ИЗМЕНИТЬ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Участники круглого стола предлагают в Налоговом кодексе исключить обложение НДС части плат по синдицированному кредиту, в том числе платы за организацию кредита, вознаграждения кредитному агенту, вознаграждения управляющему залогом. А в закон о банкротстве внести изменения, регулирующие статус кредитного агента и управляющего залогом в деле о банкротстве, а также последствия установления очередности удовлетворения требований кредиторов межкредиторским соглашением или соглашением об очередности в отношении залогов. В законе о банках и банковской деятельности предлагается определить критерии отнесения сделок финансирования, в которых участвует российская кредитная организация, к синдицированному кредитованию для целей банковского регулирования.

В ГК предлагается внести изменения, связанные с устранением существующих неопределенностей и пробелов в части отношений с участием кредиторов, агента и управляющего залогом при синдицированном кредитовании. В частности, предлагается уточнить характер ответственности кредиторов и регулирование в части определения большинства кредиторов. Должны быть уточнены положения об уступке, чтобы прямо предусмотреть автоматический переход к новому кредитору договоров, связанных с кредитным договором (межкредиторское соглашение, договор об управлении залогом и т.п.).

В главу 42 ГК должны быть включены положения, приближающие механику кредитования к международным стандартам. Они должны внести определенность в вопрос о праве банков взимать отдельные виды вознаграждений, характерных для сделок долгосрочного, инвестиционного и синдицированного кредитования. Должны быть предусмотрены права банков и заемщиков договариваться о случаях истребования кредита, а также возможность оплаты услуг управляющего залогом заемщиком или залогодателем, услуг кредитного агента - заемщиком.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.