ЦБ vs инфляция: регулятор проверит временем серьезность ее намерений – аналитики

МОСКВА, 12 фев - Прайм. Инфляция в России, опираясь на рост акцизов, тарифов и дорожающее продовольствие, продолжает уверенное наступление, к которому не решается присоединиться хилый экономический рост. Демарш инфляции, базирующийся на немонетарных факторах, вряд ли ожесточит Центробанк, но и излишняя мягкость может дезориентировать участников рынка – в такой ситуации регулятору остается только ждать, считают опрошенные агентством «Прайм» аналитики.

Во вторник состоится совет директоров ЦБ по вопросам процентной политики.

Годовая инфляция разогналась в январе до 7,1% и продолжает прибавлять в феврале (7,2% за первую неделю), все больше отдаляясь от целевого интервала в 5-6%. Рост ВВП замедлился в четвертом квартале прошлого года до 2,2%, показав за год прирост в 3,4% против 4,3% годом ранее.

«ЦБ оставит ставки неизменными. Если посмотреть на тренд базовой инфляции, которая является отражением монетарных факторов, то она стабильна и даже демонстрирует тенденцию к замедлению… Но со снижением (ставок) надо подождать около месяца… Когда закончится действие структурных и сезонных факторов, прежде всего повышение ставок акцизов и тарифов на пассажирский транспорт и сезонное удорожание плодоовощной продукции, тогда базовая инфляция и индекс потребительских цен будут демонстрировать похожие тенденции. Тогда у ЦБ будут достаточные основания, чтобы рассмотреть вопрос о снижении ставок», - считает аналитик Газпромбанка Иван Синельников.

Не ждет сюрпризов от регулятора и главный экономист HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов.

«Ставки меняться не будут. Объективная макроэкономическая ситуация в стране говорит в пользу повышения ставок, а не их снижения. Однако перспектива замедления инфляции во второй половине года выглядит весьма реальной. Поэтому, скорее всего, ЦБ ограничится словесными интервенциями, усилив акцент на возросшие инфляционные риски», - считает он.

В январе регулятор также предпочел реальным шагам строгое назидание, указав в традиционном комментарии по вопросам процентной политики на то, что превышение целевого диапазона инфляции негативно влияет на инфляционные ожидания и создает дополнительные риски.

«Жесткая риторика не сможет реализоваться (в феврале), потому что последние макроэкономические показатели были довольно слабые: замедление промпроизводства и падение инвестиций в годовом выражении», - уверен экономист Росбанка Владимир Цибанов. Сдерживающим фактором, по его мнению, будет и недовольство правительственных чиновников и крупного бизнеса жесткой монетарной политикой.

А вот Синельников из Газпромбанка все же опасается «горячей руки» регулятора (повышения ключевой ставки РЕПО), напоминая про выкладки ЦБ об отсутствии отрицательного разрыва ВВП. «ЦБ считает, что у него есть резерв ужесточения денежно-кредитной политики без существенного ухудшения условий функционирования реального сектора. Это не есть хорошо», - сказал он. А вот эмоциональные выпады чиновников и бизнесменов в адрес ЦБ аналитика не пугают. «Президент постоянно подчеркивает, что снижение инфляции – это наша ключевая задача», - поясняет он.

ТОНКАЯ НАСТРОЙКА

Не желая задействовать наиболее эффективный, но и самый травмирующий инструмент (ключевые ставки), регулятор может прибегнуть к более избирательным мерам, которые также способны существенно смягчить монетарные условия.

В качестве возможных шагов аналитики называют снижение норматива обязательных резервов, расширение залоговой базы, запуск среднесрочного рефинансирования по плавающим ставкам, очередное удешевление валютных свопов. Однако и здесь все не так просто.

Снизив норматив обязательных резервов, ЦБ мог бы предоставить дополнительные средства банковской системе, но ФОР обеспечивает еще и макропруденциальное регулирование – позволяет охладить розничное кредитование, чрезмерный рост которого беспокоит регулятора, отмечает Цибанов.

Что касается расширения списка залогов, то рейтинговые требования ЦБ к обеспечению, по мнению экономиста Росбанка, уже находятся на минимальных уровнях и вряд ли будут снижены.

К тому же обе эти меры могут повлиять на динамку денежной массы, что является для Центробанка весьма чувствительным моментом. «Объемы рефинансирования будут выше, чем в 2012 году. Но ЦБ будет очень серьезно относиться к любым подвижкам в денежной массе. Ее динамика существенно замедлилась, и вряд ли ЦБ захочет пойти на восстановление показателей 2011 года (20%). Думаю, ЦБ будет сдерживать ее на уровне до 15%», - считает Синельников.

Участники рынка всерьез рассчитывают на среднесрочное рефинансирование по плавающим ставкам, которое снизит стоимость длинных кредитов ЦБ и позволит увеличить их объем. Однако анонсированный руководством Центробанка на первый квартал запуск этого инструмента, похоже, откладывается. Во всяком случае, в опубликованном на прошлой неделе первом квартальном докладе ЦБ о денежно-кредитной политике он даже не упоминается.

«Мы ожидаем, что в середине года будет более жесткая ситуация с ликвидностью, чем в октябре-ноябре прошлого. Не понимаю, как ЦБ сможет эту проблему преодолеть, если они не перейдут к кредитам по плавающим ставкам», - недоумевает Цибанов из Росбанка.

ТРЕНД НА СМЯГЧЕНИЕ

Не ожидая от регулятора активных действий в феврале, аналитики дружно прогнозируют смягчение монетарной политики в течение года, будучи уверены в замедлении инфляции и не надеясь на оживление экономического роста.

Сигналом к началу цикла смягчения станет смена инфляционного тренда, считает большинство аналитиков.

Пик инфляции будет пройден в феврале, согласна с первым зампредом ЦБ Алексеем Улюкаевым аналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова. Она считает возможным снижение ставок ЦБ уже в марте.

Настаивает на возможности ослабления денежно-кредитной политики ЦБ уже в марте и главный экономист "ВТБ Капитала" по России Максим Орешкин.

Годовая инфляция в первом квартале не сможет опуститься ниже 7%, но во втором квартале начнет замедляться – в основном из-за эффекта базы, считает Цибанов. «Когда инфляционное давление ослабнет, ЦБ может начать смягчение процентной политики. Оно будет достигнуто с помощью двух мер: во-первых, во втором полугодии, как мы ожидаем, Центробанк снизит ключевые ставки на 25 базисных пунктов, во-вторых, ЦБ обещал перевести среднесрочное рефинансирование с фиксированных на плавающие ставки», - отмечает он. ЦБ в текущем году достигнет своей цели по инфляции, которая к концу года, по прогнозу Росбанка, замедлится до 5,8%.

У регулятора не так много возможностей для маневра, поскольку повышение тарифов с 1 июля спровоцирует очередной структурный скачок в динамике цен, считает Синельников. «Если снижение ставок произойдет, то в очень узкий промежуток времени – от апреля до 1 июля, то есть до повышения тарифов. В этот период инфляция будет замедляться – до 5,5%-5,7%. И соответственно, возможно понижение ставки на 25 базисных пунктов», - сказал он. По мнению Синельникова, годовая инфляция после ускорения в середине лета к концу года не вернется в целевой интервал и составит 6,3%.

Регулятор приступит к ослаблению процентной политики только после достижения цели по инфляции - в октябре, считает Морозов. "Мы ждем снижения темпов роста потребительских цен до 6% к концу третьего квартала и до 5,7% - к концу года. Это должно дать возможность ЦБ наконец приступить к снижению процентных ставок, начиная с октября", - отметил он.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.