МПС России объявило конкурс на лизинговую поставку подвижного состава и путевой техники в объеме 8 млрд руб. Об этом заявила на брифинге, посвященном концепции лизинговой деятельности на железнодорожном транспорте и инструментам ее реализации, начальник инвестиционного управления железнодорожного ведомства Галина Крафт.
По ее словам, интерес к конкурсу проявили "ТрансКредитБанк", Сбербанк России, ряд лизинговых компаний, а также "Внешторгбанк", с которым МПС России заключило рамочное соглашение о сотрудничестве. Как отметила Г.Крафт, конкурс декларирует потребности МПС в привлечении финансирования и уровень приемлемых для него экономических параметров заимствований.
Напомним, что 16 апреля на заседании штаба реформирования МПС России рассматривалась концепция лизинговой деятельности на железнодорожном транспорте. Концепция, по словам Г.Крафт, предусматривает создание двух лизинговых компаний: коммерческой лизинговой компании, обеспечивающей поставки оборудования для рентабельных видов деятельности, и пассажирской лизинговой компании, обеспечивающей поставки оборудования для нерентабельной деятельности.
Коммерческая лизинговая компания может быть создана с участием ОАО "РЖД". Компания должна обеспечить привлечение внешнего финансирования через получение займов на рыночных условиях для поставок железнодорожной техники, имеющей достаточный для покрытия стоимости лизингового финансирования уровень рентабельности, и наименьшее дополнительное отвлечение финансовых средств ОАО "РЖД".
Пассажирская лизинговая компания может быть на 100% собственностью ОАО "РЖД". Компания будет являться механизмом финансирования закупок подвижного состава, относящегося к нерентабельным активам. Предполагается, что пассажирская лизинговая компания будет получателем займов под государственные гарантии для закупок пассажирского подвижного состава. Обслуживание данных займов будет обеспечиваться за счет государственных субсидий, получаемых пассажирской лизинговой компанией для покрытия части обязательств по займам, и за счет получаемых от ОАО "РЖД" лизинговых платежей, исчисляемых с учетом государственных субсидий. Данная схема рассматривается как форма государственной поддержки социально значимой, но нерентабельной части деятельности ОАО "РЖД".
Как пояснила Г.Крафт, состояние основных фондов железнодорожной отрасли на сегодняшний день не позволяет говорить о готовности отрасли удовлетворять растущие потребности экономики. По ее словам, износ основных фондов возрос с 36% в 1993 году до 60% в настоящее время, объем подвижного состава с просроченными сроками службы оценивается в 273 млрд руб.
Тем не менее, только в I квартале 2003 года грузооборот российских железных дорог вырос на 14%. По прогнозам специалистов МПС, ежегодный прирост грузооборота составит не менее 4-5% в год. Для обновления стареющей производственной базы и повышения экономической эффективности текущей деятельности отрасли, по оценкам независимых экспертов, необходимо обеспечить приток и использование до 200 млрд руб. инвестиций в год в текущих ценах. Одобренная правительством РФ инвестиционная программа отрасли на 2003 год составляет 122 млрд руб., при этом ее финансирование практически полностью планируется осуществлять за счет собственных источников отрасли. В результате только в текущем году недофинансирование возобновления и модернизации основных фондов превысит 60-80 млрд руб., отметила Г.Крафт.
Комментарии отключены.