СПРАВКА - Нефтепровод "Дружба"

МОСКВА, 29 дек - РИА Новости. Проблем с прокачкой российской нефти через Украину в европейские страны в связи с предлагаемыми Киевом дополнительными условиями не будет, заявил журналистам во вторник вице-премьер РФ Игорь Сечин.

Ниже приводится справочная информация о нефтепроводе "Дружба".

Трубопровод "Дружба" - крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Нефтепровод построен для транспортировки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в страны народной демократии Восточной Европы.

Соглашение о строительстве трубопровода было подписано 18 декабря 1959 года руководителями стран - членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): СССР, Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР. Строительство началось 10 декабря 1960 года.

Трубопровод "Дружба" берет начало от берегов Волги под Самарой (около города Альметьевска), и далее труба диаметром до 1020 мм идет по территории Российской Федерации от Самары до Брянской области. Здесь от него отходило ответвление в Вентспилс (Унеча - Полоцк - Мажейкяй - Вентспилс) диаметром до 800 мм, а основная труба из Брянска шла на запад в Белоруссию, где нефтепровод "Дружба" разделялся на две ветки. Одна (северная) шла через Польшу в Германию. Другая (южная) - через Украину в Чехословакию и Венгрию.

На строительство системы нефтепроводов потребовалось 4 года, хотя отдельные участки начали работать раньше и первые тонны нефти в резервуары "Будковце" в Чехословакии поступили еще в феврале 1962 года. Примерно через полгода нефть по нефтепроводу "Дружба" пришла в Венгрию. В течение 1963 года строители закончили участки "Мозырь-Броды" и "Мозырь-Брест". Это дало возможность начать поставки нефти в Польшу и ГДР. К середине 1964 года основные объекты системы "Дружба-1" были сданы в эксплуатацию, а 15 октября 1964 года состоялось официальная церемония ввода магистрали в строй.

Через 5 лет возник вопрос об увеличении экспортных возможностей Советского Союза, а имеющийся нефтепровод такого увеличения обеспечить не мог. Мощностей "Дружбы-1" стало недостаточно, и в 1974 году по тем же трассам была проложена трубопроводная система "Дружба-2" диаметром до 1220 мм. "Дружбу-2" начали строить весной 1969 года и закончили в 1974 году, увеличив экспортные возможности страны более чем в 2 раза.

После распада социалистического лагеря и СССР центр управления российской частью нефтепровода переместился из Львова в Брянск.

В настоящее время нефтепровод "Дружба" проходит через Россию, Украину, Белоруссию, Польшу, Чехию, Словакию, Германию, Венгрию, Латвию, Литву. На своем пути трубопровод пересекает Волгу, Оку, Днепр, Днестр, Вислу, Дунай, сотни малых рек, тысячи автомобильных и железных дорог, пролегает через болота Полесья, Карпатские горы. На территории России магистраль нефтепровода проходит через 32 района в 9 областях.

В систему магистральных нефтепроводов "Дружба" входит 8,9 тысячи километров трубопроводов (из них 3,9 тысячи километров на территории России), 46 насосных станций, из них четыре головные - "Лопатино", "Клин", "Никольское", "Унеча", 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки которых вмещают 1,5 миллиона кубометров нефти. На эксплуатации и обслуживании этих уникальных и сложных технических сооружений занято около 4 тысяч человек.

Все объекты по перекачке: насосные станции, резервуарные парки и линейная часть автоматизированы и находятся в режиме телеуправления, на станциях внедрена микропроцессорная технология управления и контроля.

По нефтепроводу в страны дальнего зарубежья ежегодно экспортируется 66,5 миллиона тонн, в том числе по северной ветке - 49,8 миллиона тонн. Российский отрезок трубопровода эксплуатируется компанией "Транснефть"; словацкий - компанией Transpetrol.

В июне 2009 года началось строительство Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2), которая позволит связать нефтепровод "Дружба" с российскими морскими портами на Балтийском море по маршруту Унеча - Великие Луки - Усть-Луга (с ответвлением на Киришский НПЗ компании "Сургутнефтегаз").

Трасса нефтепроводной системы пройдет по территории Брянской, Смоленской, Тверской, Новгородской, Ленинградской областей.

Проект БТС-2 направлен на диверсификацию экспортных потоков российской нефти и снижение транзитных рисков при ее транспортировке на зарубежные рынки. БТС-2 позволит повысить общую пропускную способность российской трубопроводной инфраструктуры и создать, таким образом, дополнительные возможности для привлечения в отечественную систему магистральных нефтепроводов экспортных объемов нефти стран СНГ.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.