МОСКВА, 30 ноя - РИА Новости. Поддержка "АвтоВАЗа" стала одной из главных тем визита премьер-министра РФ Владимира Путина во Францию - договорились, что Россия поможет предприятию деньгами, а Renault-Nissan - технологиями, причем первая финансовая помощь может поступить уже в конце этого года. Завод в Тольятти откроют для продукции франко-японского автоальянса, а одну из моделей Nissan решено производить на Дальнем Востоке.
Опрошенные РИА Новости эксперты оценивают последнюю идею неоднозначно - одни считают дальневосточный рынок потерянным для отечественного автопрома, другие находят плюсы в отсутствии конкурентов, особенно на фоне заградительных пошлин на ввоз подержанных праворульных авто из Японии. Производство выгоднее было бы разместить рядом с предприятием "Соллерса", а инвестиции в него могут составить 1-2 миллиарда евро, считают они.
ДЕНЬГИ НАШИ, ТЕХНОЛОГИИ - ВАШИ
Одна из целей визита Путина во Францию - прояснение ситуации с поддержкой "АвтоВАЗа", находящегося в глубоком кризисе, со стороны иностранного инвестора в лице альянса Renault-Nissan. После этого визита и начнется модернизация автогиганта, пообещал ранее первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.
По итогам визита "АвтоВАЗ", Renault, "Ростехнологии" и "Тройка диалог" подписали соглашение о намерениях по реструктуризации автогиганта. Документ предусматривает, что Россия поддержит завод деньгами, а Renault - технологиями, которые сейчас крайне необходимы российскому автопрому.
По словам Путина, российские власти выделят на развитие предприятия и решение социальных проблем около 50 миллиардов рублей, возможно, будут капитализированы выданные ранее кредиты, тогда объем поддержки составит 75 миллиардов рублей. Именно таким, по оценкам топ-менеджмента "АвтоВАЗа", до конца года будет долг завода.
Решение, как именно "АвтоВАЗу" будут перечислены средства для реструктуризации, будет принято до 1 марта, сообщил глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов. Позднее вице-премьер Игорь Сечин заявил, что финансовая помощь "АвтоВАЗу" может поступить уже в декабре 2009 года - январе 2010 года.
В свою очередь, Renault-Nissan в самое ближайшее время предоставит средства в размере 300 миллионов евро - по словам Путина, пока в виде технологий, а в будущем возможны и прямые инвестиции. На эту сумму будет поставлено технологическое оборудование: на 240 миллионов евро - от Renault, на 60 миллионов - от Nissan.
Заключенные соглашения вполне ожидаемы, считает аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков. "Еще несколько недель назад глава концерна Renault в России Кристиан Эстев предлагал осуществить взнос в уставный капитал "АвтоВАЗа" в виде технологий, сегодня его оценили в деньгах", - сказал он.
Речь шла и о возможном увеличении 25-процентной доли Renault в "АвтоВАЗе": снижаться она не будет, а в перспективе возможно ее увеличение, сказал глава российского правительства. По словам Чемезова, французский инвестор определится с увеличением доли в "АвтоВАЗе" к марту 2010 года.
ТОЛЬЯТТИ ОТКРЫЛИ ДЛЯ АЛЬЯНСА
Кроме того, альянс получит право использовать мощности завода в Тольятти для производства автомобилей для российского рынка. Через два года "АвтоВАЗ" начнет выпуск пяти новых моделей на платформе В0, в том числе две модели с логотипом Renault и одну модель под маркой Nissan. Всего "АвтоВАЗ" к 2015 году по плану должен выпускать 900 тысяч автомобилей в год, 70% из которых составят модели "Лада".
Такой вариант не превратит российский автогигант в отверточное производство, а марка "Лада" будет сохранена, сказал РИА Новости председатель первичной профсоюзной организации ОАО "АвтоВАЗ" Николай Карагин. По его словам, модели иностранных автоконцернов будут иметь высокую степень локализации.
Карагин отметил, что приход на "АвтоВАЗ" альянса Renault и Nissan позволит сохранить рабочие места на предприятии и даже создать новые.
БРОСОК НА ВОСТОК
Глава "Ростехнологий" также сообщил, что на Дальнем Востоке будет выпускаться одна из моделей Nissan. По его словам, развитие этого производства никак не затронет работу компании "Соллерс", которая уже создает автосборочное производство в Приморье.
"Соллерс" будет собирать во Владивостоке внедорожники SsangYong, коммерческие грузовики Isuzu и спецавтомобили Fiat Ducato. Конвейер планируется запустить 29 декабря текущего года.
Аналитик брокерского дома "Открытие" Кирилл Таченников полагает, что эта идея вполне реальна. "Запланированные к 2015 году 900 тысяч автомобилей в год - примерно 10% от рынка (если он к тому времени восстановится в докризисных масштабах). С учетом того, что рынок "АвтоВАЗа" падает, он вполне может поделиться с Renault-Nissan", - считает эксперт.
По его мнению, новый завод поможет развитию региона, созданию там новых рабочих мест. Также будет решена проблема людей, лишившихся возможности покупать праворульные автомобили из Японии из-за поднятых с начала этого года пошлин на их ввоз.
Кроме того, в сентябре 2010 года вступит в силу новый техрегламент, фактически запрещающий ввоз в Россию таких автомобилей.
Автомобилисты Дальнего Востока не раз протестовали против такой ситуации, возможно, поэтому было принято решение окончательно отучить их от "праворулек", пересадив на авто российской сборки.
Сверхинвестиций в дальневосточный проект не предвидится, поэтому, скорее всего, там будет отверточная сборка, а локализацией займутся в Тольятти, считает Таченников. "Выбор места строительства будет зависеть от числа людей, которых надо обеспечить работой, и налаженности инфраструктуры", - сказал он.
По мнению Таченникова, с точки зрения логистики было бы выгоднее разместить производство рядом с "Соллерсом" - это позволило бы сэкономить на доставке комплектующих.
БЕРЕГИСЬ, "ПРАВОРУЛЬКА"!
Аналитики разошлись в оценке дальневосточного рынка. Он интересен и перспективен, поскольку там нет конкурентов, считает аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. "Нет и производства, сбытовой сети, дилерской. Пришедший раньше будет иметь преимущество перед остальными. К тому же, запретительные таможенные пошлины в первое время помогут развитию предприятия", - сказал он.
По мнению аналитика ИК "Финам" Дмитрия Баранова, строить завод "АвтоВАЗа" на Дальнем Востоке нет смысла - регион потерян для отечественного автопрома в силу повсеместного использования "праворулек". А вот идея строительства завода Nissan была бы неплоха - эта марка давно известна местным жителям, со временем можно обеспечить японскими автомобилями всю Сибирь, считает Баранов.
Если новый завод будут возводить на уже существующих площадях, инвестиции в его строительство могут составить около 1 миллиарда евро, если же начинать все с нуля, то завод может обойтись в более чем 2 миллиарда евро, считает аналитик ИК "Финам".
По его мнению, на Дальнем Востоке стоит производить джипы и бюджетные легковые автомобили - эта продукция будет популярна и со временем приучит местное население к леворульным машинам.
ЕСТЬ ЛИ ШАНС ВЫЖИТЬ?
Эксперты в целом оценивают заключенные соглашения как шанс для "АвтоВАЗа" начать модернизацию производства и постепенно выйти на уровень безубыточности.
Выделенных денег для общего развития предприятия мало, но для начала средств достаточно, считает Лямин. В будущем можно развивать предприятие за счет кредитных ресурсов, отметил он.
По мнению Рожкова, совершить модернизацию с одновременной реструктуризацией завод должен довольно быстро - в течение одного-полутора лет. "Если этого не произойдет, российское правительство может отказаться от его дальнейшего финансирования", - сказал он.
С мнением о благотворности для "АвтоВАЗа" достигнутых в пятницу договоренностей не согласен аналитик УК "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго. "Я не думаю, что принятые меры и французские технологии спасут "АвтоВАЗ". Нужна серьезная реструктуризация самого бизнеса, самого завода", - сказал он.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.