Легковушки на плаву: автолизинг в РФ удерживает рынок от серьезного падения

МОСКВА, 2 авг - РИА Новости. Российский рынок транспортного лизинга в первом полугодии 2025 года попал в зону турбулентности из-за ужесточения денежно-кредитной политики, однако автомобильный сегмент позволил смягчить жесткое падение, хотя и здесь наблюдается снижение объёма операций, считают опрошенные РИА Новости участники отрасли.

Как сообщил коммерческий директор компании "Интерлизинг" Руслан Моллаев, первые шесть месяцев текущего года стали для лизингового рынка периодом адаптации​​​. "Объемы сделок оказались ниже первоначальных прогнозов. По предварительным оценкам, снижение может составить порядка 15-25%", - отметил он.

ТАКСИ И КАРШЕРИНГ – ДРАЙВЕРЫ СЕГМЕНТА

По словам, директора департамента по развитию бизнеса "Газпромбанк Лизинг" Вячеслава Михайлова, по итогам первого полугодия на рынке лизинга наименее уязвимыми в условиях волатильности оказались сегменты легкового и легкого коммерческого транспорта (LCV), а наибольший спад показали сегменты грузового транспорта и автобусов. Подтверждают эти слова и в "СберЛизинге", отмечая, что в сегменте "легковушек" снижение составило около 26% к аналогичному периоду прошлого года, а в грузовом и пассажирском - до 60%.

По данным автолизинговой компании "Европлан", сегмент коммерческого транспорта, включающий грузовые автомобили и специализированную технику, в первом полугодии показал наибольшее снижение - на 69% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Это связано с усилением конкуренции и экономическими трудностями в секторе грузоперевозок. Рост спроса на грузоперевозки за последние годы был обусловлен развитием маркетплейсов и сервисов доставки. При этом крупные маркетплейсы начали оказывать давление на перевозчиков, добиваясь снижения тарифов", - объяснили в компании.

Там добавили, что ограниченность железнодорожных перевозок также увеличила нагрузку на автотранспорт и в результате на рынок вышло много новых игроков. Это привело к ценовой конкуренции и снижению тарифов.

Как отмечает главный аналитик "Национального рейтингового агентства" Сергей Гришунин, в первые шесть месяцев 2025 года на условиях лизинга было приобретено приблизительно 23 тысячи единиц грузового автотранспорта, из которых приблизительно 11 тысяч единиц - подержанные транспортные средства.

Михайлов добавил, что сегмент легковых авто показал относительно устойчивые результаты благодаря программам дистрибьюторской поддержки, включающим в себя значительные скидки, а также за счёт спроса со стороны такси и каршеринговых сервисов – ключевых драйверов отрасли.

АКЦЕНТ НА ПРОБЕГ

Управляющий директор группы компаний "Альфа-Лизинг" Максим Агаджанов отметил, что за отчётный период сегмент легковых авто снизился на 38%. "Структура рынка демонстрирует переориентацию с акцентом на технику с пробегом. Её доля в лизинге выросла с 25% в начале года до 31% в мае-июне, что связано с избытком предложения в сегменте подержанных авто. Наименьший объем корректировки значений наблюдается в легковых автомобилях, их доля выросла с 51% в начале года до 55–58% в мае-июне", - рассказал он.

В ВТБ пояснили, что рост спроса на легковушки с пробегом наблюдается за счет увеличения ассортимента на вторичном рынке, а также наращивания активности лизинговых компаний при работе с собственными стоками.

ПОЗИТИВНЫЙ ПРОГНОЗ

Впрочем, несмотря на неустойчивое начало года в автолизинговом сегменте, участники рынка прогнозируют стабилизацию ситуации, в основном за счёт снижения ключевой ставки Банка России. Именно этот фактор стал одним из основных, повлиявших в начале года на охлаждение лизингового рынка РФ в целом.

"В связи с накопившимся отложенным спросом, последними решениями по снижению ключевой ставки и мерами поддержки, вторая половина года ожидается более позитивной. Снижение в сегментах легковых автомобилей и LCV прогнозируется до 20%", - сообщили в "СберЛизинге".

Агаджанов добавил, что при ключевой ставке 15% начинается оживление потребительской активности и в этом случае можно прогнозировать заметное улучшение спроса на лизинговые услуги во всех сегментах уже в четвёртом квартале 2025 года, в котором спрос будет дополнительно стимулироваться предстоящим повышением утилизационного сбора с 1 января 2026 года.

По мнению Моллаева, рынок продолжает перестраиваться под новые экономические условия и компании, которые смогут предложить клиентам индивидуальные решения, учитывающие их текущие потребности, будут в более выигрышной позиции. "Хотя резкого роста в ближайшее время не ожидается, грамотная стратегия и адаптивность позволят находить возможности для развития даже в текущих условиях", - заключил он.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.