Законопроекты по электроэнергетике во II чтении могут не пройти

Госдума в пятницу, 14 февраля, рассмотрит во II чтении пакет законопроектов по электроэнергетике.

Фракция ОВР накануне, в четверг, приняла решение о внесении в пакет законопроектов по реформе электроэнергетики поправку о ликвидации региональных энергетических комиссий (РЭК).

Если эта поправка пройдет, проекты будут отправлены на доработку, поскольку положение о РЭКах является одним из основных моментов в предложенном проекте реформы энергетики. Если же не пройдет, то II чтение законопроектов может быть заблокировано, поскольку ОВР является костяком депутатов-центристов, представляющих большинство в Госдуме.

Кроме того, против законопроектов во II чтении, как и в I чтении, будет солидарно голосовать партия "Яблоко". Как считает "Яблоко", РАО ЕЭС, правительство и некоторые структуры будут продавливать законопроекты по электроэнергетики.

Как заявил в четверг лидер депутатской фракции "Яблоко" Григорий Явлинский, после его встречи с президентом Владимиром Путиным, поправки правительства в законопроекты по электроэнергетики свелись к тому, что самые опасные и спорные моменты реформы энергетики выведены из законопроектов в компетенцию правительства. В итоге правительство на основе своих постановлений будет принимать решения по спорным моментам реформы. Это создает предпосылки для "теневой" реформы энергетики и не просто сохранение энергомонополии, а создание частной энергомонополии. Цель тех людей и финансово-промышленных группировок, которые проводят это, - считает Г.Явлинский, - через владение энергомонополией добиться усиления своего влияния на власть и провести таким образом "приватизацию власти". Власть в стране приобретет четкую олигархическую структуру, при которой только владельцы крупного капитала и коррумпированные чиновники будут управлять государством.

"Яблоко" предлагало поправки, направленные на предотвращение создания частных естественных монополий в энергозамкнутых регионах России. Однако правительство переработало поправки таким образом, что их смысл потерян. Вместо термина "энергозамкнутые регионы" вводится понятие "ценовые зоны". При этом генерирующая компания может владеть не более 35% этой зоны (поправка о недопущении одновременного владения генерирующим оборудованием, составляющим в совокупности 35 и более процентов установленной генерирующей мощности в пределах ценовой зоны оптового рынка). Но при этом в этих зонах ценообразование на энергию выведено в компетенцию чиновников на основе подзаконных актов, но уже с учетом владельцев энергомонополий в этих регионах (как например сейчас региональные энергетические комиссии). Правительство уже само прогнозирует рост энерготарифов в этих зонах в 2.5 раза, что на самом деле может оказаться значительно больше. Это создает прецедент бесконтрольного роста цен, как в ЖКХ, так и в энергетике и как следствие невозможности удерживать инфляцию.

Кроме того, в законопроектах, в отличие от реформы МПС в рамках которой принят закон об распоряжении имуществом, нет специального закона о распоряжении имуществом РАО "ЕЭС", что лишает ясности процедуру распределения собственности РАО ЕЭС. Нет обязательности процедур проведения конкурсов и аукционов по продаже госпакетов акций РАО и дочерних АО-энерго. В настоящее время уже по теневым схемам в частном владении находится до 51% энергокомпаний.

Нет ясности с переоценкой активов РАО ЕЭС. Сейчас стоимость активов РАО ЕЭС оценивается в 400 млрд долл. и по оценке правительства занижена в 30 раз.

В пакете законопроектов по-прежнему отсутствуют равные стартовые условия работы на рынке для АЭС, ТЭС, ГЭС, себестоимость энергии которых между собой различается в разы, даже без учета их изношенности. Необходимо для равных стартовых возможностей энергостанций вводить поправки в налоговое законодательство.

Кроме того, как считает депутатская фракция "Яблоко", в пакете законопроектов отсутствует ясность по реформированию региональных (межрегиональных) сетевых компаний, также, как и в определение специфики деятельности гарантирующих поставщиков.

Кроме того, пакет законопроектов предусматривает раздельное существование Федеральной сетевой компании и Сетевого оператора, что противоречит директиве Европейского Союза. В странах ЕС эти структуры объединены. Кроме того, законопроекты предполагают их передачу в частные руки, что недопустимо.

Администратор торговой системы (АТС, энергетическая биржа) создается в форме некоммерческого партнерства. Т.е. узкая группа учредителей АТС получает возможность манипулировать рынком. "Яблоко" предлагает формировать его в форме открытого акционерного общества, поскольку форма некоммерческого партнерства позволяет закрепить управление биржи в будущем за узким кругом лиц, аффилированных в настоящее время с руководством РАО "ЕЭС России".

Кроме того, как считает "Яблоко", исключение из законопроектов даты начала реформ делает ее неопределенной и оставляет правительству возможность вообще не проводить никаких реформ. Также необходимо синхронизация реформ энергетики и ЖКХ.

Тем не менее, премьер-министр Михаил Касьянов, взявший на себя ответственность за проведение реформы энергетики и ЖКХ, заявил, что реформа не будет проводиться в ущерб и за счет граждан России.

Другие новости

13.02.2003
19:36
РАО ЕЭС: Ликвидация региональных посредников-перепродавцов электро- и теплоэнергии сдержит рост тарифов
13.02.2003
19:20
ФЭК РФ: Правительство и ФЭК не могут напрямую устанавливать тарифы в регионах или отменять принятые соответствующими РЭК тарифы
13.02.2003
19:11
Глава РАО ЕЭС А.Чубайс и глава Госстроя Н.Кошман подписали соглашение о сотрудничестве и разграничении полномочий по обеспечению энергоснабжения населения и социальных объектов
13.02.2003
18:35
В четверг российский рынок акций испытал легкое снижение цен
13.02.2003
15:05
Законопроекты по электроэнергетике во II чтении могут не пройти
12.02.2003
19:10
РАО "ЕЭС" с 1 января по 12 февраля увеличило выработку электроэнергии на 2.7% до 76.57 млрд кВтч, теплоэнергии - на 2.6% до 78.01 млн Гкал
12.02.2003
18:35
В среду российский рынок акций испытал легкое снижение
12.02.2003
15:28
МАП России признало в действиях "Челябэнерго" по созданию препятствий доступа на ФОРЭМ нарушение закона "О конкуренции"
12.02.2003
15:12
ОАО "Ульяновскэнерго" возобновит ограничения энергоснабжения ЖКХ Ульяновской области в связи с задолженностью в размере 11 млн руб
Комментарии отключены.