Совет директоров РАО "ЕЭС России" принял к сведению способы решения проблемы перекрестного субсидирования в условиях реструктуризации электроэнергетики

Совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" рассмотрел и принял к сведению представленные менеджментом предложения о способах решения проблемы перекрестного субсидирования в условиях реструктуризации электроэнергетики. Об этом МФД-ИнфоЦентр сообщили в пресс-службе энергохолдинга.

Совет директоров поручил правлению РАО "ЕЭС России" разработать конкретные предложения по реализации вариантов решения проблемы перекрестного субсидирования и представить их на рассмотрение профильным федеральным министерствам и ведомствам.

Совет директоров отметил, что наличие перекрестного субсидирования в электроэнергетике существенно сдерживает реформирование отрасли, включая реорганизацию АО-энерго и либерализацию как оптового, так и розничного рынков электроэнергии.

В настоящее время общий объем перекрестного субсидирования населения в электроэнергетике России составляет порядка 60 млрд руб. При этом уровень перекрестного субсидирования различается по регионам в несколько раз.

В соответствии с комплексным планом действий по устранению перекрестного субсидирования в электроэнергетике, разработанным Министерством экономического развития и торговли РФ и согласованным с правительством РФ, в 2005 г. предполагается сократить объем перекрестного субсидирования посредством:

установления социальной нормы потребления, определяемой исходя из обеспечения минимально необходимых бытовых нужд населения; при этом потребление в пределах нормы должно оплачиваться по пониженным тарифам, остальная часть объема потребления - по экономически обоснованным тарифам;

отмены понижающего коэффициента 0.7 к тарифу на электроэнергию для городских жителей - владельцев стационарных электроплит, и для сельского населения.

Указанные меры позволят сократить суммарный объем перекрестного субсидирования до 30%. Однако сохранение даже в уменьшенных масштабах перекрестного субсидирования в условиях осуществления реструктуризации электроэнергетики связано с рядом серьезных проблем. В условиях осуществляемого ныне разделения АО-энерго включать составляющую перекрестного субсидирования в конечные тарифы на электроэнергию становится невозможным.

Единовременная ликвидация системы перекрестного субсидирования потребителей неприемлема, поскольку может привести в большом числе регионов к существенному росту тарифов для населения. В этих условиях для обеспечения постепенного характера сокращения перекрестного субсидирования необходимо создать новый легальный источник его поддержания на период до полной ликвидации. Таким источником, по мнению менеджмента, может стать система адресной поддержки населения из бюджетных средств. Однако, учитывая масштабы перекрестного субсидирования (им охвачена подавляющая часть населения России), создание такого механизма требует достаточно длительного времени и затрат, что противоречит планам интенсивной реструктуризации отрасли. В связи с этим переход на систему адресных субсидий в электроэнергетике целесообразно осуществить после постепенного повышения тарифов для населения и уменьшения количества субсидируемых потребителей, то есть через несколько лет. До введения системы адресной поддержки наиболее эффективным источником субсидирования населения может стать специальный целевой неналоговый сбор с субсидирующих потребителей, взимаемый сверх экономически обоснованных тарифов, с целью поддержания заниженных тарифов для населения и ряда других категорий потребителей.

Введение неналогового сбора, согласно нормам гражданского законодательства РФ, может быть осуществлено только на основании федерального закона. Подобные изменения в законодательстве могут быть приняты лишь в 2005 г. и вступят в силу не ранее 1 января 2006 г. В связи с этим менеджмент компании считает, что необходимо определить временный источник средств для поддержания системы перекрестного субсидирования, что позволит в следующем году продолжить реформирование электроэнергетики.

Менеджмент компании представил совету директоров свои предложения о формировании подобного источника путем перевода перекрестного субсидирования из конечных тарифов на розничном рынке в регулируемые тарифы покупки электроэнергии (мощности) на оптовом рынке. Данная схема предполагает, в частности, установление для каждого региона, в котором осуществлено разделение АО-энерго, 2-х отдельных тарифов покупки электроэнергии (мощности) с оптового рынка:

"субсидируемого" - пониженного тарифа на электроэнергию, покупаемую в объеме, необходимом для удовлетворения потребностей населения в пределах определенной социальной нормы потребления электроэнергии;

повышенного тарифа на остальной объем покупаемой электроэнергии (мощности), который будет действовать для прочих потребителей и для населения - сверх объемов, необходимых для покрытия социальной нормы потребления.

Поскольку для целого ряда регионов даже минимальный тариф покупки электроэнергии на оптовом рынке (в несколько раз ниже рыночной цены) не в состоянии обеспечить поддержание перекрестного субсидирования на необходимом уровне, для таких случаев менеджмент РАО "ЕЭС России" предлагает компенсировать недостающие суммы путем установления в регионе единого (среднего) тарифа на передачу электроэнергии по распределительным сетям без дифференциации по уровням напряжения. Возврат к дифференциации по уровням напряжения будет осуществляться постепенно, по мере повышения тарифов для населения или сразу после введения нового легального источника субсидирования.

Совет директоров согласился с тем, что какой бы ни был выбран механизм поддержания и последующей ликвидации системы перекрестного субсидирования, конечные тарифы для розничных потребителей электроэнергии должны сохраниться в пределах, установленных правительством РФ.

Другие новости

29.11.2004
10:40
Совет директоров РАО "ЕЭС России" одобрил договор купли-продажи акций ОАО "Северо-Западная ТЭЦ"
29.11.2004
10:25
Совет директоров РАО "ЕЭС России" одобрил увеличение расходов на участие в Некоммерческом Фонде "Глобальная энергия" до 700 тыс. долл. ежегодно
29.11.2004
09:42
Индекс РТС с 22 по 26 ноября снизился на 3.36% до 633.44 пункта
26.11.2004
19:13
Совет директоров РАО "ЕЭС России" принял к сведению информацию о результатах и перспективах дальнейшего применения систем электронной коммерции в закупочной деятельности энергохолдинга
26.11.2004
19:12
Совет директоров РАО "ЕЭС России" принял к сведению способы решения проблемы перекрестного субсидирования в условиях реструктуризации электроэнергетики
26.11.2004
17:04
Совет директоров РАО ЕЭС внес изменения в решение о передаче "Управляющей компании Волжский Гидроэнергетический каскад" полномочий исполнительного органа "Чебоксарской ГЭС"
26.11.2004
16:55
Совет директоров РАО "ЕЭС России" одобрил создание "ТГК-13"
26.11.2004
16:52
Совет директоров РАО ЕЭС одобрил создание "ТГК-1" акционерными обществами "Колэнерго", "Ленэнерго" и "Карелэнерго"
26.11.2004
16:28
Совет директоров РАО "ЕЭС России" одобрил участие в "ОГК-4" путем учреждения 100% дочернего общества
Комментарии отключены.