Промышленная группа "МАИР", а также ряд ведущих предприятий машиностроительных отраслей (ОАО "Владимирский тракторный завод", ОАО "Липецкий тракторный завод", ОАО "Чебоксарский завод промышленных тракторов", ЗАО "Белинсксельмаш", ОАО "Тексконтракт") сегодня направили письмо правительству РФ с предложением ввести экспортную пошлину на продукцию металлургических комбинатов, особенно на листовой прокат, в размере 20%, что составит 60-80 долл. за тонну, сообщили МФД-ИнфоЦентр в пресс-службе группы.
Введение подобных мер позволит существенно (на 20-30%) снизить стоимость металла на внутреннем рынке, что улучшит положение предприятий сельхозмашиностроения (как и других металлопотребляющих отраслей), позволит иметь положительную рентабельность. Кроме того, введение пошлины позволит увеличить доходы бюджета. Поступления от пошлин составят около 740 млн долларов в год.
Последние полтора года в российском сельскохозяйственном машиностроении складывается тревожная ситуация в отношении снабжения производства металлопрокатом. За последний год рост цен на металлопрокат на внутреннем рынке составил около 60%. Поскольку доля металлопроката в себестоимости производства готовых изделий составляет 30-40%, рост себестоимости за счет цены на металлопрокат составил 20%. При этом возможность повышения цен на готовую продукцию ограничена не более чем 10% в год. С одной стороны, хороший урожай прошлого года обусловил низкие цены на сельхозпродукцию и низкую платежеспособность большинства сельхозпредприятий. С другой стороны, продолжение роста реального курса рубля в 2002 г. означает, что цены на импортную продукцию в реальном выражении снизились. Учитывая и без того невысокую рентабельность машиностроительного производства (не выше 10-15%), это ставит предприятия сельхозмашиностроения на грань убыточности.
Практика показывает, что правительство РФ не уделяет должного внимания предприятиям машиностроительной отрасли, пускает ситуацию на самотек. Итогом такого бездействия стало беспрецедентное с начала 90-х падение производства в сельскохозяйственном машиностроении, значительное снижение доли машиностроения в общепромышленном выпуске внутри страны и значительное отставание от развитых западных стран в 1.8-2.5 раза.
По словам главы минпромнауки И.Клебанова, доля машиностроения в общепромышленном выпуске составила в 2002 г. 19.5%. При этом в промышленно развитых странах этот показатель составляет в среднем 36-50%. Обращаем внимание на тот факт, что рост промышленного производства в I квартале 2003 г. был наибольшим в черной металлургии и составил 11.1%, а в машиностроении и металлообработке - 3.9%. При этом общий рост промышленного производства за I квартал 2003 г. составил 6%. Согласно данным Госкомстата, в 2002 г. по сравнению с 2001 г. объемы производства в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении упали на 22.4%, в том числе производство тракторов упало на 36.5%, сеялок - на 17.8%, зерноуборочных комбайнов - на 16.6%. В I квартале 2003 г. падение производства усилилось - в целом в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении производство упало на 31.8% по сравнению с I кварталом 2002 г. Производство тракторов упало на 32.7%, сеялок - почти в два раза (на 45.5%), зерноуборочных комбайнов - на 28.7%, тракторных косилок - в 2.5 раза.
С другой стороны, за последние полтора года на мировом рынке наблюдается устойчивая тенденция к росту закупочных цен на продукцию металлургических комбинатов (листовой прокат) и как следствие этого - резкое увеличение объема продаж. Например, цены на холоднокатаный металлопрокат в российских портах выросли более чем в два раза - с 220 долларов за тонну в январе 2002 г. до 460 долларов за тонну в начале марте-апреле 2003 г.
Во многом такому росту способствовала отмена экспортной пошлины на металлопродукцию в мае 2002 г. (Постановление правительства РФ от 29 мая 2002 г. № 355), выборочная, протекционистская политика правительства РФ по отношению к отдельно взятым отраслям в ущерб другим, более технологичным. Данное обстоятельство дает возможность крупным металлургическим комбинатам получать не просто прибыль, а сверхприбыль. Например, рентабельность ОАО "ММК" и ОАО "НЛМК" в 2002 г. составила 30-40%. Чистая прибыль ОАО "НЛМК" по итогам 2002 г. выросла на 150% и составила 480 млн долл. при том, что себестоимость увеличилась всего лишь на 18%. В I квартале 2003 г., по оценкам аналитиков, рентабельность продаж трех крупнейших комбинатов составила 40-50%. В результате увеличения экспорта производство в черной металлургии в I квартале 2003 г. (по отношению к I кварталу 2002 г.) выросло на 11.1%.
Однако рост рентабельности меткомбинатов зачастую происходит за счет ущемления интересов предприятий других отраслей, потребителей их продукции, например таких как машиностроение. Подъем сельского хозяйства страны невозможен без сильного отечественного сельскохозяйственного машиностроения, имеющего возможность выпускать достаточно качественную продукцию по приемлемым для большинства сельскохозяйственных предприятий ценам (учитывая степень износа существующего парка сельхозтехники, который в массе своей практически не обновлялся с начала 90-х годов). Сейчас же предприятия сельхозмашиностроения находятся на грани полной остановки.
Комментарии отключены.