Менеджеры "Волготанкера" устали от конфликта с властями и решили продать компанию. Расстаться с крупнейшим речным перевозчиком страны они готовы за 130-140 млн долл. Эксперты считают эту цену справедливой в нынешних условиях, а за пакет могут побороться "Альфа-Эко", "Промышленные инвесторы" Сергея Генералова и Виктор Олерский, владеющий долями в Северо-Западном и Волжском пароходствах.
Большую часть своего пакета - около 60% - менеджеры "Волготанкера" получили от "ЮКОСа" в середине 2000 г. "Мы продали акции менеджменту пароходства, с которым нас связывают давние партнерские отношения", - говорил возглавлявший тогда "ЮКОС" Михаил Ходорковский. А председатель совета директоров "Волготанкера" Александр Александрович уточнял, что пакет перешел под контроль "группы физических лиц", в том числе его самого. В начале 2003 г. менеджеры купили у инвестфонда Baring Vostok еще более 13% акций "Волготанкера", а в июне 2003 г. А.Александрович объявил, что менеджмент контролирует 78% акций пароходства.
В августе 2004 г., в разгар дела "ЮКОСа", самарская прокуратура обвинила "Волготанкер" в уклонении от уплаты налогов в 2002-2004 гг. на 300 млн руб. В декабре налоговики предъявили пароходству претензии за 2001 г. на 715 млн руб., проверки за 2002-2003 гг. еще продолжаются. В январе 2005 г. налоговые органы добились ареста счетов и части имущества "Волготанкера", а в феврале самарская прокуратура предъявила шести его руководителям обвинения в мошенничестве и отмывании доходов.
Пока "Волготанкеру" удается держаться на плаву, но его менеджеры-владельцы, похоже, устали от борьбы.
В середине января они начали искать покупателя на свой пакет, рассказали "Ведомостям" топ-менеджеры трех компаний, получивших предложения о покупке 80% акций "Волготанкера". Еще раньше - в декабре 2004 г. - для поиска покупателей они наняли Deutsche Bank, рассказали два сотрудника "Волготанкера". Представитель Deutsche Bank Ольга Подойницына не стала комментировать эту информацию, однако источник, близкий к банку, подтвердил, что по заказу менеджеров "Волготанкера" Deutsche Bank ищет покупателя на их пакет.
Действия менеджеров "Волготанкера" были вынужденными, полагает начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова.
В числе переговорщиков, с которыми менеджеры "Волготанкера" предметно обсуждали сделку, один из собеседников "Ведомостей" назвал С.Генералова и В.Олерского. С.Генералов через свою группу "Промышленные инвесторы" контролирует 66% акций Дальневосточного морского пароходства. В.Олерский - совладелец и член совета директоров Северо-Западного и Волжского пароходств. Другой источник добавил к этому списку группу "Альфа-Эко" и Мишеля Литвака, совладельца танкерной компании "Вижн Флот" и крупнейшего в России частного оператора железнодорожных цистерн "ОТЭКО".
Источник, близкий к "Альфа-Эко", подтвердил, что компания ведет переговоры о покупке "Волготанкера". В.Олерский и М.Литвак через своих секретарей сообщили, что не готовы сейчас это комментировать. Воздержался от комментариев и С.Генералов, но представитель "Промышленных инвесторов" Олег Румянцев сказал, что группа не исключает приобретение такого актива.
А.Александрович, которому прокуратура предъявила обвинения, сейчас находится в Лондоне. Участники рынка отмечают, что от продавцов их ведет А.Александрович, но сам он это отрицает. "Я был бы удивлен, если бы подобные переговоры действительно велись акционерами пароходства", - заявил он.
Начальник аналитического управления Газпромбанка Сергей Суверов удивляется, что среди переговорщиков не упоминаются нефтяные компании. А из тех, что были названы, явных фаворитов, по его мнению, нет, а основная борьба может развернуться между С.Генераловым, В.Олерским и "Альфа-Эко": "С.Генералов и "Альфа" - солидные в политических кругах фигуры, а В.Олерский поборется за "Волготанкер", чтобы Волжское пароходство доминировало в перевозках на Волге".
По словам участников рынка, рассказавших "Ведомостям" о переговорах, пакет был предложен им за 130-140 млн долл. Кроме того, "Волготанкер", по их словам, ставит покупателю условие погасить привлеченный в 2004 г. кредит на 120 млн долл. Это подтвердил источник, знакомый с позицией продавцов.
Один из потенциальных покупателей считает цену пакета завышенной - по его мнению, она не превышает 50 млн долл. Эксперты с ним не согласны. Справедливая цена 80% акций "Волготанкера" - около 130 млн долл., полагает С.Суверов, добавляя, что с учетом налоговых претензий и риска предъявления новых покупатель может потребовать дисконт до 50%. А Н.Одинцова считает, что пакет стоит 130 млн долл. даже с учетом рисков, которые берет на себя покупатель.
В 2004 г. "Волготанкер" перевез около 11 млн т нефти и нефтепродуктов. Выручка за 9 месяцев 2004 г. - более 4 млрд руб., чистая прибыль - 309 млн руб. Около 80% акций контролируют менеджеры, 20% принадлежит государству
Комментарии отключены.