Чиновники норвежского правительства всерьез обеспокоились ростом морских перевозок российской нефти с месторождений арктического шельфа, пишут "Ведомости".
Это вызвано тем, что "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть" активно осваивают морской маршрут доставки нефти в Европу. Но едва ли не большее беспокойство норвежцев вызывает проект строительства нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск, который лоббируют все ведущие российские нефтекомпании.
Норвежский государственный Центр защиты окружающей среды Swanhowd подготовил доклад об экологической опасности, которую несет рост транспортировки российской нефти вдоль побережья Норвегии. "Нас беспокоит то, что техническое состояние всего или большей части российского оборудования не соответствует экологическим нормам. В основном, это очень старое оборудование, и его обслуживание не всегда на уровне", - заявил представитель Swanhowd Бьорн Францен, один из координаторов проекта по сотрудничеству между Норвегией и Россией в области экологии. По его словам, это касается транспортировки нефти по железной дороге и нефтеналивных терминалов. "Танкеры - отдельная проблема, - говорит эколог. - Многие из них недостаточно приспособлены для суровых погодных условий региона". Особую опасность, по мнению эколога, представляет транспортировка в зимний период, когда некоторые участки моря покрыты льдом в течение нескольких месяцев.
Опасения чиновников-экологов разделяют представители вооруженных сил Норвегии. "Трафик нефтяных танкеров с севера России вырос взрывными темпами", - цитирует Reuters представителя военного ведомства Юргена Петерсена.
При этом Францен признает, что пока у норвежского побережья не случалось разливов российской нефти или той нефти, которая перевозилась на российских судах.
Нефть и нефтепродукты по северному маршруту - вдоль берегов Норвегии и далее в голландский Роттердам - сейчас экспортируют в основном две российские компании - "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть".
"ЛУКОЙЛ" использует для этого терминал, построенный им в бухте Варандей (его пропускная способность - 1.5 млн т нефти в год). Как сказал представитель компании Геннадий Красовский, в ближайшие годы мощность терминала планируется увеличить до 5-10 млн т, а в перспективе - до 28-30 млн т. Он считает, что опасения норвежцев по поводу его компании необоснованны: танкерный флот компании построен в конце 90-х гг. , все суда имеют двойной корпус и отвечают международным требованиям безопасности.
"Роснефть" в прошлом году экспортировала через Архангельск 2.5 млн т нефти и нефтепродуктов. Сейчас в поселке Приводино Архангельской области строится новый нефтеналивной терминал, который войдет в строй в апреле 2004 г. Это позволит экспортировать в будущем году уже 4 млн т нефти и нефтепродуктов. У "Роснефти" нет собственных танкеров, но все перевалочное оборудование соответствует международным стандартам безопасности, заявили в "Роснефти".
Но больше всего норвежцев тревожат не нынешние перевозки, а планы строительства нефтепровода из Западной Сибири и терминала под Мурманском мощностью до 150 млн т. Этот проект лоббируют все ведущие российские нефтекомпании.
"Если Россия будет экспортировать 150 млн т нефти в год по маршрутам, прилегающим к берегам Норвегии, ни у российской, ни у норвежской стороны не будет возможности проводить операции по спасению и устранению последствий возможных аварий", - мрачно предрекает Францен.
Нефтяной аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров считает озабоченность норвежцев обоснованной. "Если реализуется мурманский проект, да еще Балтийская трубопроводная система (БТС) расширится до 50 млн т в год, то на Скандинавию и с севера, и с юга ляжет очень большая нагрузка", - говорит он. По его мнению, именно поэтому власти Норвегии уже сейчас, заблаговременно, настраивают общественное мнение против мурманского проекта.
Комментарии отключены.