АСТАНА, 11 дек - РИА Новости. Потеря Казахстаном 480 тысяч тонн нефти в результате атак на Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) не является безвозвратной и будет восполнена, сообщили РИА Новости в министерстве энергетики республики.
Ранее в четверг министр энергетики Ерлан Аккенженов сообщил, что потери нефтедобычи Казахстана после атак на инфраструктуру КТК достигли 480 тысяч тонн.
"Касательно фактического влияния инцидента на производственные процессы отмечаем, что временная корректировка добычи составила порядка 480 тысяч тонн. Это технологически необходимая мера, связанная с заполнением резервуарных парков в период ремонта. Данный объем не является безвозвратной потерей и будет восполнен в последующие периоды за счет интенсификации отгрузки после выхода терминала на штатный режим работы", - говорится в сообщении.
В ведомстве уточнили, что оценки влияния данных корректировок на бюджет страны на текущем этапе преждевременны, так как нефть остается в активе компаний и будет реализована при восстановлении логистики. В минэнерго отметили, что инцидент на морском терминале не оказал критического влияния на достижение годовых плановых индикаторов.
По данным ведомства, в некоторых СМИ появилась информация, что Казахстан "потерял" 4 миллиона тонн нефти из-за инцидента на терминале КТК, она является ошибочной и основана на неверном понимании технических показателей.
"План транспортировки через КТК на 2025 год изначально составлял 57 миллионов тонн, а прогнозные данные с учетом факта 11 месяцев составляют порядка 68 миллионов тонн или 119,3 % к плану. Эта цифра была сформирована исходя из производственных планов добывающих компаний. Таким образом, разница в 4 миллиона тонн представляет собой свободную мощность трубопровода, а не выпавшие объемы добычи или экспорта", - добавили в казахстанском минэнерго.
Сообщается, что в настоящий момент отгрузка нефти на терминале продолжается через действующее выносное причальное устройство ВПУ-1. Технические работы по замене шлангов на ВПУ-3 находятся на завершающей стадии (ориентировочный срок окончания – 15 декабря). Ввод устройства в эксплуатацию позволит восстановить полную пропускную способность.
В министерстве напомнили, что для минимизации ограничений были своевременно приняты меры по диверсификации маршрутов. При этом в минэнерго Казахстана подчеркнули, что полноценной замены КТК, обеспечивающего основной экспортный поток, у республики нет, однако задействованы все дополнительные каналы. В частности, часть объемов, включая нефть с месторождения Кашаган, была оперативно перенаправлена в КНР через нефтепровод "Атасу – Алашанькоу". Также увеличены объемы транспортировки через систему "Атырау – Самара" и задействованы мощности железнодорожного транспорта. Прием и транспортировка казахстанской нефти через порты Новороссийск и Усть-Луга осуществляются в штатном режиме, без ограничений.
В конце ноября КТК сообщил, что один из трех выносных причалов (ВПУ-2) получил значительные повреждения в результате атаки на нефтетерминал. МИД Казахстана выразил протест в адрес Украины в связи с очередной целенаправленной атакой на критическую инфраструктуру КТК. Ведомство подчеркнуло, что атака на объекты КТК наносит ущерб двусторонним отношениям между Астаной и Киевом.
Нефтепроводная система КТК - крупнейший маршрут транспортировки нефти из Каспийского региона на мировые рынки и основной маршрут для Казахстана, на него приходится более 80% экспорта страны. Трубопровод протяженностью 1,5 тысячи километров соединяет месторождения Западного Казахстана с побережьем Черного моря, где нефть отгружается на танкеры через морской терминал КТК. Среди крупнейших акционеров консорциума - РФ (через "Транснефть"), Казахстан (через "Казмунайгаз"), структуры Chevron, "Лукойла", ExxonMobil, СП "Роснефти" и Shell.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.