Депутаты КПРФ предложили отменить влияющий на цену топлива демпфер, кабмин против

МОСКВА, 24 ноя - РИА Новости. Депутаты фракции КПРФ внесли в Госдуму законопроект, предполагающий отмену действия демпфирующего механизма в нефтяной отрасли России, правительство однако уже заявило, что не поддерживает данную инициативу, следует из материалов базы данных ГД.

В своей пояснительной записке к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" депутаты поясняют, что демпфер не способен учитывать реальную ситуацию на рынке и по сути стал дополнительным налогом в нефтянке​​​.

Демпфирующий коэффициент является частью расчета обратного акциза на нефть, который выплачивается российским переработчикам в качестве компенсации за рост цен на сырье в рамках налогового маневра. Он задуман как механизм для предотвращения повышения цен на моторное топливо на внутреннем рынке. В общих чертах, если экспортная цена бензина и дизтоплива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если российские цены будут выше экспортных, то нефтяники поделятся с государством частью своей сверхприбыли от внутренних продаж топлива.

ОБОСНОВАНИЕ ОТМЕНЫ

Авторы проекта указывают, что демпфер практически не привязан к ценам на внутреннем рынке топлива. "...условные значения средних оптовых цен - чисто умозрительные параметры, которые формулировались на основе пиковых значений оптовых цен на конце 2018 года... Данная уязвимость формулы расчета демпферного механизма искажает поведение внутренних цен, заставляя их адаптироваться не под рыночную конъюнктуру", - пишут они.

Также авторы отмечают, что параметры демпфера рассчитывались для нормальных условий мирового рынка нефтепродуктов, поэтому он не учитывает ситуации падения цен, подобной сложившейся в 2020 году. При этом, у механизма нет нижнего порога обнуления, когда компаниям можно бы было не перечислять деньги в бюджет при слишком низких ценах. "... данная конфигурация этого механизма не создает компаниям стимулов снижать внутренние оптовые цены", - отмечается в обосновании.

Помимо прочего, и саму концепцию демпфера авторы считают несовершенной. По их мнению, она стимулирует оппортунистическое поведение компаний. "В случае положительного демпфера ничто не останавливает компанию от повышения внутренних цен и получения дополнительной прибыли с каждой конкретной сделки. В случае его отрицательного значения складываются стимулы к компенсации за счет внутреннего рынка", - пишут они.

Как отметили РИА Новости в Независимом топливном союзе (НТС), на аналитических данных которого создавался законопроект, падение мировых котировок нефтепродуктов в 2020 году из-за пандемии COVID-19 сделало демпфер "налогом на кризис" для и так терпящих убытки производителей, что сказалось на потребителях. "Согласно исследованиям ценовой динамики на моторные топлива в странах Европы и СНГ, Россия наряду с Беларусью - одна из немногих стран, где цены на фоне снижения мировых котировок не упали, а выросли", - говорят в НТС.

"К этому привела сама логика работы демпфера: чем ниже индекс экспортной альтернативы на нефтепродукты, тем выше дополнительная налоговая нагрузка на каждую тонну моторного топлива, поставляемую на внутренний рынок", - отмечают в НТС. Там оценивают, что совокупная налоговая нагрузка на тонну бензина из-за демпфера в 2020 году выросла с 12 752 рублей в среднем до 16,7–27,5 тысячи рублей, или с 9 рублей за литр до 12,5-20,5 рубля.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРОТИВ

Авторы законопроекта считают, что приостановить действие демпфирующего механизма нужно в срочном порядке вплоть до нормализации ситуации на внутреннем рынке топлива. "При этом отмена демпфирующего механизма не приведет к уменьшению доходов бюджета, так как такая форма дохода не была запланирована в федеральном бюджете. Существующий доход является экстраординарным следствием допущенной ошибки", - говорит президент НТС Павел Баженов.

Так, по оценкам Минфина РФ, указывают авторы законопроекта, поступления от демпфера в 2020 году могут составить более 350 миллиардов рублей. При этом они не были запланированы и вызваны неожиданным изменением внешней конъюнктуры рынка. В 2019 году расходы бюджета на компенсации нефтяникам по демпферу составили около 300 миллиардов рублей. Депутаты считают, что подобная ситуация грозит возникновением непрогнозируемых проблем на рынке топлива и банкротством представителей среднего и малого бизнеса в этой сфере.

Однако в заключении правительства на данный законопроект указано, что авторы не приводят детальное обоснование своего предложения и оценку влияния инициативы на бюджетную систему РФ. При этом подчеркивается, что демпфер позволил не допустить рост цен на нефтепродукты на рынке РФ выше инфляции. "Неприменение действующего демпфирующего механизма может привести к риску дестабилизации ситуации на рынке и в этой связи не поддерживается", - поясняют в кабмине.

Реакция правительства в целом не нова, оно и ранее высказывалось за сохранение демпфера в нефтяной отрасли, опираясь на его способность нивелировать скачки цен на топливо. Но в поддержку донастройки механизма ранее выступал экс-глава ФАС Игорь Артемьев. В октябре он говорил, что механизм требует небольшой корректировки, которая бы привела его в максимальное соответствие рыночным ценам.

В августе газета "Коммерсант" писала, что "Роснефть" направила в правительство предложения скорректировать формулу демпфирующей компоненты к обратному акцизу на нефть. Компания предложила два изменения: вместо условной внутренней цены в формуле демпфера использовать текущие биржевые цены, а также предусмотреть обнуление демпфера, если реальные внутренние цены на 10% ниже условных. В таком случае компании могли бы не платить демпфер в бюджет при низких ценах на нефть. Сейчас демпфер обнуляется, только если реальная оптовая цена на бензин более чем на 10% превышает условную.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Другие новости

25.11.2020
16:08
Сечин доложил Путину о начале практической реализации проекта "Восток Ойл"
25.11.2020
15:58
Путин попросил главу "Роснефти" доложить о новом проекте на Таймыре и о работе на "Звезде"
25.11.2020
14:50
Путин из-за нелетной погоды отложил рабочую поездку в Саров - Песков
25.11.2020
14:50
ПУТИН, ОТЛОЖИВШИЙ ПОЕЗДКУ В САРОВ ИЗ-ЗА НЕЛЕТНОЙ ПОГОДЫ, ПРОВЕДЕТ В СРЕДУ РАБОЧУЮ ВСТРЕЧУ С ГЛАВОЙ "РОСНЕФТИ" СЕЧИНЫМ - ПЕСКОВ
24.11.2020
16:55
Депутаты КПРФ предложили отменить влияющий на цену топлива демпфер, кабмин против
24.11.2020
15:54
Южный Судан ожидает возобновления прогресса в нефтяном сотрудничестве с РФ - посол
23.11.2020
20:31
Российский рынок акций снизился, несмотря на позитив на рынке нефти
23.11.2020
15:04
Российский рынок акций умеренно растет на внешнем позитиве
20.11.2020
19:50
Россия может стать лидером по поставкам нефти в Китай в 2020 г, если снизит цены - эксперт
Комментарии отключены.