Компания "Русснефть", созданная бывшим президентом "Славнефти" Михаилом Гуцериевым меньше двух лет назад, стремительно разрастается. "Русснефть" потратила более 100 млн долл. на покупку нефтедобывающих активов Межпромбанка и группы "Альянс".
Компания "Русснефть" создана в сентябре 2002 г., объединяет девять добывающих предприятий - "Варьеганнефть", "Голойл", "Ульяновскнефть", "Ульяновскгеонефть", "Нафта-Ульяновск", "Белкамнефть", Региональный нефтяной консорциум, УПК "Недра", "Северноенефтегаз" - с суммарными запасами около 300 млн т нефти. Финансовым партнером "Русснефти" по приобретению этих активов выступала швейцарская торговая компания Glencore. В 2003 г. "Русснефть" добыла 6 млн т нефти. Выручка за девять месяцев 2003 г. - 4.2 млрд руб. "Русснефть" принадлежит Михаилу Гуцериеву и его партнерам.
Одно из подразделений "Русснефти" - компания "Варьеганнефть" 30 июня одобрила привлечение кредита французского банка BNP Paribas на сумму 200 млн долл. Аналитики сделали вывод, что эти деньги пойдут на новые приобретения "Русснефти", поскольку для развития одного добывающего подразделения их чересчур много.
Как пишет газета "Ведомости", эти предположения оправдались. Как рассказал один из менеджеров "Русснефти", недавно эта компания потратила более 100 млн долл. на приобретение нефтедобывающих активов Межпромбанка и группы "Альянс".
Структурам Межпромбанка до сих пор принадлежали две нефтедобывающих компании в Ханты-Мансийском автономном округе - "Аки-Отыр" с запасами около 20 млн т нефти и "Белые ночи" с запасами около 60 млн т и текущей добычей около 750,000 т. "Белые ночи" банк приобрел два года назад у хорватского нефтеконцерна INA за 75 млн долл.
В результате сделки, заключенной в начале июня, 100% акций ОАО "Аки-Отыр" и долей в ООО "Белые ночи" достались "Русснефти", рассказывает ее сотрудник. Пресс-секретарь Межпромбанка Филипп Ильин-Адаев подтвердил, что именно "Русснефть" проявляла интерес к нефтяным активам Межпромбанка. Комментировать саму сделку он отказался, хотя и не стал ее опровергать. В то же время источник, близкий к сделке, подтвердил, что она имела место.
В "Уральской нефти" (Удмуртия, запасы - 2.2 млн т, добыча - 100,000 т нефти в год), по словам сотрудника "Русснефти", компания купила 65% акций, остальные 35% остались у партнеров группы "Альянс" по этому проекту - чешской компании "Сполечност капиталовых служеб А. О.". Факт сделки подтвердил и один из участников нефтяного рынка, знакомый с ее обстоятельствами. Руководитель пресс-службы группы "Альянс" Сергей Вакунов заявил, что продажу доли в "Уральской нефти" группа пока не комментирует. По словам сотрудника "Русснефти", новые приобретения увеличат добычу компании примерно на 15% - до 7.5 млн т в 2004 г.
"Если исходить из того, что "Русснефть" потратила более 100 млн долл. на приобретение трех месторождений с суммарными прогнозными запасами около 80 млн т (это эквивалентно 40 млн т доказанных запасов) и текущей добычей свыше 1 млн т, то сделку следует признать очень выгодной", - констатирует начальник аналитического отдела ИК "Совлинк" Майкл Бобошко. По его оценке, "Русснефть" заплатила менее 40 центов в расчете на баррель доказанных запасов и 16.5 долл. в расчете на баррель добычи. "Например, сделка ТНК-ВР прошла по цене 1.1-1.2 долл. за баррель запасов. А если говорить о добыче, то капитализация российских нефтяных компаний достигает 20-30 долл. в расчете на баррель добычи", - говорит аналитик.
Его коллега из "НИКойла" Лев Сныков отмечает, что "Русснефть" делает ставку на неорганический рост, т. е. увеличивает прирост добычи за счет поглощений. Л.Сныков не исключает, что при таком агрессивном росте "Русснефти" скоро понадобится собственный нефтеперерабатывающий завод. "В сегодняшней ситуации можно предположить, что "Русснефть" будет скорее строить свой НПЗ, чем покупать", - говорит аналитик.
Помимо добычи, компания М.Гуцериева озаботилась и транспортировкой нефти. Сразу два участника нефтетранспортного рынка заявили, что "Русснефть" ведет переговоры о приобретении транспортной "дочки" "ЛУКОЙЛа" - компании "ЛУКОЙЛ-Транс", которая эксплуатирует более 5000 собственных железнодорожных цистерн и перевозит 0.5 млн т грузов ежемесячно. Начальник управления общественных связей "ЛУКОЙЛа" Александр Василенко подтвердил, что "ЛУКОЙЛ-Транс" выставлен на продажу в рамках избавления нефтяной компании от непрофильных активов. Информацию о том, что "Русснефть" ведет переговоры о покупке "ЛУКОЙЛ-Транса", подтвердил и источник, близкий к переговорам. "Добыча нефти растет, ее надо вывозить, поэтому выгодно иметь собственные транспортные мощности", - поясняет он. Участники рынка считают, что цена "ЛУКОЙЛ-Транса" определяется исключительно стоимостью его цистерн и составит от 120 до 150 млн долл.
Комментарии отключены.