Cовет директоров "Газпрома" 27 сентября рассмотрит два варианта стратегии нефтяного бизнеса корпорации. Самым важным вопросом является утверждение нефтяной стратегии монополии, которая позволила бы увеличить добычу нефти с 45 млн т в 2005 г. до 80 млн т в 2020 г. Правление "Газпрома" одобрило эти ориентиры еще 25 мая.
Однако, по данным "Коммерсанта", до сегодняшнего дня стратегия является камнем преткновения в соперничестве двух зампредов правления "Газпрома" - Александра Рязанова (президент "Газпром нефти") и Александра Ананенкова, курирующего добычу и переработку на внутреннем рынке всех энергоресурсов монополии. А.Рязанов выступает за сохранение "Газпром нефти" в качестве вертикально-интегрированного ОАО с передачей на его баланс всех нефтяных активов, включая будущие приобретения. А.Ананенков готов создать ООО "Газпром нефть", выделив из него переработку и подчинив экспорт жидких углеводородов ООО "Газпромэкспорт".
Рекомендации по разным вариантам развития "Газпром нефти" подготовили для совета директоров монополии McKinsey и Citigroup. Как говорится в отчете McKinsey, при добыче в 45 млн т в год "Газпром нефть" имеет 1.5 млрд т разведанных нефтяных запасов (800 млн т принадлежит собственно компании, еще 700 млн т - "Газпрому"). Ввод в разработку всех разведанных месторождений позволит компании добывать не больше 54 млн т в 2010-2012 гг. (с учетом принадлежащих ей 50% ОАО "Славнефть").
McKinsey отмечает, что "Газпром нефть" должна к 2011 г. приобрести дополнительно 400-500 млн т запасов, чтобы обеспечить необходимый уровень добычи в 2017 г. Для этого необходимо освоить нефтяные запасы "Газпрома". Речь идет о Долгинском и Приразломном нефтяных месторождениях и отсрочки Уренгойского, Ен-Яхинского, Песцового, Заполярного, Оренбургского, Тазовского, Новопортовского газовых месторождений. Компании также придется купить лицензии на геологоразведку в РФ и за рубежом и "участвовать в слияниях и поглощениях". Консультанты советуют "Газпром нефти" увеличить до 100% долю в "Московском" или "Ярославском" НПЗ, получить в управление сбыт "Сургутского" ГПЗ и "Салаватнефтеоргсинтез". McKinsey рекомендует компании поддерживать проекты строительства экспортных трубопроводов и увеличить ее квоты в мощностях "Транснефти".
При этом McKinsey считает, что преимуществ от сохранения самостоятельности "Газпром нефти" значительно больше, чем от включения ее в структуру монополии. В частности, в докладе отмечается, что капитализация обособленного нефтяного бизнеса будет выше, чем "растворенного" в газовом, поскольку это соответствует ожиданию рынка относительно прозрачности денежных потоков. Кроме того, совмещение добычи, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов остается наиболее стабильной моделью для нефтяного рынка России. А вот включение "Газпром нефти" в структуру "Газпрома" имеет только одно преимущество - потенциальное снижение числа занятых в центрах управления "Газпрома" и "Газпром нефти". Зато минусов в этом случае множество - ухудшение объемных и экономических показателей, отвлечение внимания менеджмента от приоритетных задач газового бизнеса, необходимость затрат на выкуп миноритарных долей в предприятиях нефтекомпании (порядка 3 млрд долл.).
В "Газпроме" не комментируют свое отношение к рекомендациям консультантов. Однако высокопоставленный источник в компании говорит, что окончательного решения пока не принято и судьба "Газпром нефти" решится завтра.
Комментарии отключены.