Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Башкирии на уровне "B" (Би) c прогнозом "позитивный", сообщило агентство.
Подтверждение рейтинга отражает сохранение рисков, связанных с концентрацией ведущих предприятий республики в нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслях, большой вовлеченностью региональных органов власти в коммерческий сектор и зависимостью от перечислений из федерального бюджета. С другой стороны, Республика Башкортостан продолжает демонстрировать хорошее качество исполнения бюджета, сохраняет объем долга на низком уровне и добилась пролонгации соглашения с федеральным правительством о предоставлении финансовой помощи. "Способность республиканской администрации поддерживать объем долга на низком уровне и сохранять финансовую дисциплину в условиях, когда крупнейший налогоплательщик подвержен значительным рискам, определит последующую динамику рейтинга", - отметила кредитный аналитик Standard & Poor's Елена Окороченко. "Основной налогоплательщик ОАО "Башнефть" подвержен риску изменения принципов регулирования экспорта нефти. Экспорт регулируется федеральным правительством, и предлагаемые в настоящий момент изменения могут оказать негативное воздействие на финансовое положение компании. Кроме того, неочевидна способность "Башнефти" возместить снижение объема добычи нефти на территории Башкортостана, вызванное усложнением условий и удорожанием добычи нефти, за счет увеличения добычи за пределами республики", - добавила Е.Окороченко. Рейтинг Башкортостана, расположенного между Нижней Волгой и Южным Уралом, ограничивается следующими факторами: низкой предсказуемостью и гибкостью доходов. Федеральное правительство контролирует ставки налогов, их виды и пропорции распределения; принципы выравнивания и механизмы перераспределения финансовых средств между бюджетами постоянно меняются. Масштабная реформа межбюджетных отношений будет проводиться вплоть до 2005 г.; зависимостью от федеральных трансфертов. С июля 2000 г. республика получает трансферты из федерального бюджета, которые компенсируют сокращение налоговых доходов республиканского бюджета в результате унификации налоговых полномочий субъектов Российской Федерации. В 2002 г. соглашение, регулирующее предоставление трансфертов, было продлено. Постепенно снижающиеся трансферты будут предоставляться республике до 2006 г.; концентрацией крупнейших налогоплательщиков в нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслях, что приводит к высокой зависимости республики от нестабильных цен на нефть. Сильное и не всегда позитивное для республики государственное регулирование нефтяной отрасли, высокая конкуренция на внутреннем рынке нефтепродуктов и постепенно сокращающаяся добыча нефти в Башкортостане усиливают этот риск; прогнозируемой стагнацией в экономике республики - в течение 2002-2004 гг. рост ВРП не превысит 1% в год; большими условными обязательствами из-за масштабной вовлеченности республиканских органов власти в местную экономику. Некоторые предприятия могут быть приватизированы в течение нескольких следующих лет, однако процесс приватизации обещает быть долгим, а операционная взаимозависимость предприятия может его осложнить. Рейтинг поддерживается низкой долговой нагрузкой по международным и российским стандартам. Общий долг равен 8.8% доходов (2001 г.), а прямой долг составляет 4.4% текущих доходов. Хотя долг продолжает увеличиваться с 2000 г., республика не планирует превысить управляемый уровень 30-40% текущих доходов; сравнительно высокой ликвидностью и объемом финансируемых из собственных доходов капитальных вложений (оба показателя превышают средний уровень для российских регионов и добавляют Башкортостану финансовой устойчивости), оставаясь позитивным фактором, ликвидность может в будущем уменьшиться из-за роста налоговой недоимки; хорошими бюджетными показателями со средним за последние пять лет текущим балансом в 25% и небольшим дефицитом бюджета. Башкортостан закончил 2001 финансовый год с дефицитом 3.9% и планирует достичь сбалансированного бюджета в 2002 г. Хотя рейтинг отражает высокие кредитные риски, Standard & Poor's полагает, что консервативная финансовая политика Правительства Башкортостана и его способность сдерживать рост объема долга помогут поддержать кредитоспособность при растущем давлении на республиканский бюджет.
Комментарии отключены.