Выбор РИА Новости: главные события недели в экономике

МОСКВА, 19 ноя - РИА Новости. Основными событиями уходящей недели стали одобрение правительством РФ программы приватизации на ближайшую трехлетку, налоговая конференция с обсуждением грядущего роста фискальной нагрузки, а также атака скандально известного блоггера Навального на российскую трубопроводную монополию "Транснефть".

Кроме того, неделя ознаменовалась и событиями в "транспортном цеху" - основные акционеры крупнейшего российского производителя легковых автомобилей ОАО "АвтоВАЗ" раскрыли некоторые подробности схемы по увеличению доли французско-японского альянса Renault-Nissan в автогиганте до контрольной.

Мировые фондовые рынки на прошедшей неделе вновь оказались под влиянием долговых проблем еврозоны. В начале недели опасения по поводу Ирландии тянули индексы вниз, в конце позитив по поводу возможной финансовой поддержки из ЕС и МВФ подталкивал их вверх.

ПРИВАТИЗАЦИЯ НА НИЗКОМ СТАРТЕ

В среду правительство РФ одобрило программу приватизации на 2011-2013 годы, дающую старт новой масштабной волне продажи госсобственности. За ближайшие три года государство планирует получить от приватизации около 1 триллиона рублей, причем большую часть - за счет продажи пакетов акций десяти крупных банков и компаний. Сама же приватизация продлится до 2015 года, за пять лет доход от нее составит 1,8 триллиона рублей, из которых 800 миллиардов рублей планируется направить в сами компании.

Планы государства относительно приватизации крупных компаний были озвучены ранее, никаких глобальных изменений в них сейчас не вносили. В этих компаниях государство не собирается отказываться от контроля, исключение составляет лишь Объединенная зерновая компания (ОЗК), которая до 2012 года будет продана инвесторам полностью. Впрочем, в перспективе и при удачном стечении обстоятельств государство до 2015 года может снизить долю вплоть до блокпакета во втором по значимости в России после Сбербанка банке ВТБ.

Заявленные властями планы по прибыли от приватизации вполне реальны, уверены опрошенные РИА Новости эксперты. По их мнению, успех будет зависеть от последовательности выхода на рынки, качества road-show, выбранных схем приватизации (нескольким инвесторам или сразу многим). Впрочем, не стоит забывать о глобальных рисках на мировых товарных рынках, динамике цен на нефть, привлекательности развивающихся рынков для инвесторов - все они могут внести определенную долю негатива.

По итогам состоявшегося в среду заседания правительства новые имена появились во "втором эшелоне" назначенных к приватизации компаний. В 2011-2013 годах будут проданы акции 854 акционерных обществ, 57 из которых ранее были в списке стратегических. От этих АО вместе со 117 ФГУПами, десятью ООО и 73 объектами недвижимости планируется получить 16 миллиардов рублей.

В среду глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина назвала восемь компаний из "второго эшелона" стоимостью свыше 500 миллионов рублей каждая. Среди них пять относятся к транспортным активам: Архангельский траловый флот, Ульяновский автозавод, Мурманский морской рыбный порт, Восточный порт, авиакомпания "Сибирь". Внимание к "транспортному цеху" связано с тем, что в ближайшие три года государство будет активно реформировать инфраструктурный сектор, и эти реформы планируется осуществлять во многом за счет частных инвесторов, полагают эксперты.

По их мнению, государство сможет отказаться от продажи некоторых пакетов некрупных компаний в намеченные сроки, если сочтет, что пик цены еще не наступил.

В ОЖИДАНИИ РОСТА НАЛОГОВ

На состоявшейся в пятницу налоговой конференции вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что рост фискальной нагрузки в 2011 году составит 2% ВВП. Этот рост - не временная мера, а тренд: налоги будут повышаться, подчеркнул он. При этом глава Минфина констатировал, что увеличение налоговой нагрузки является проявлением слабости государства, и он лично ратовал за другие пути, включающие оптимизацию расходов, но "решение было принято". Кудрин также отметил, что теоретически обнулить дефицит бюджета РФ могла бы отмена налоговых льгот, при этом особо отметив, что не предлагает такой вариант.

Кудрин также рассказал о том, что выступает за создание "нейтральной налоговой системы". В свою очередь, помощник президента РФ Аркадий Дворкович высказался вразрез с этим мнением главы Минфина, отметив, что нейтральной налоговой системы в жизни не бывает - разные отрасли имеют разные возможности для развития, а потому создание равных условий не будет отвечать задачам конкуренции.

Оба чиновника разошлись во мнениях и по поводу последствий повышения страховых взносов с будущего года до 34% с 26%. Кудрин не ожидает от этого серьезных проблем, Дворкович же считает, что надо разработать механизмы смягчения потерь для малого бизнеса.

Также Дворкович написал в своем микроблоге в Twitter, что дефицит бюджета надо сокращать не за счет роста налогов, а за счет экономии на расходах.

Российский Минфин продолжает расширять налоговую базу, в том числе, за счет имущественных налогов. Так, ведомство считает одним из важнейших источников налогового потока постепенный рост сборов от таких налогов в течение пяти лет. Это будет достигаться, в том числе, за счет "администрирования, рыночной оценки имущества, расширения базы", отметил Кудрин. Сейчас налог на имущество взимается с организаций в региональные бюджеты с балансовой стоимости имущества, переход на его расчет по рыночной стоимости возможен в 2013 году, но лишь в отдельных регионах.

Вновь придется раскошелиться и сырьевому сектору - по словам Кудрина, потенциал повышения НДПИ по нефти уже исчерпан, а по газу еще нет. Недавние налоговые новации уже увеличат ставку НДПИ на газ к 2013 году на 80%, на нефть - на 12%. Однако из-за повышения экспортных пошлин нефтяникам, возможно, придется дополнительно выплатить в бюджет РФ 15 миллиардов долларов.

Параллельно с увеличением налогов надо обратить внимание на налоговое администрирование, считает Кудрин. Минфин и ФНС в ближайшее время выступят с рядом предложений по улучшению администрирования НДС. Налоговая служба стремится к постепенному отказу от жесткого контроля, но ей по-прежнему приходится сталкиваться с проблемой теневого рынка и уходом от налогов через различные схемы. Радикально новых схем контроля Минфин и ФНС здесь пока не видят.

АВТОВАЗ: ПОДРОБНОСТИ ПЕРЕДЕЛА

В пятницу получила продолжение и тема передела пакета лидера российского легкового автопрома "АвтоВАЗа" между основными собственниками. Как сообщил глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов, японский автоконцерн Nissan, входящий в альянс с французским Renault, может купить 10% акций "АвтоВАЗа" у "Тройки Диалог" и "Ростехнологий" в первом-втором квартале 2011 года. Сейчас "Тройке Диалог", "Ростехнологиям" и Renault принадлежит по 25% плюс одна акция компании, а Nissan, входящий в альянс, пока вообще не имеет доли в российском автогиганте.

По словам Чемезова, "Ростехнологии", чья доля после допэмиссии, предусмотренной соглашением о реструктуризации автогиганта, вырастет до 29%, продадут Nissan 4% акций, а еще 6% продаст "Тройка Диалог". Таким образом, госкорпорация, как и планировала, сохранит в "АвтоВАЗе" блок-пакет.

В начале ноября текущего года глава Renault-Nissan Карлос Гон сообщал, что альянс получил от премьер-министра РФ Владимира Путина предложение увеличить долю в "АвтоВАЗе" до 50% плюс одна акция. Тогда Гон отказался сообщить подробности будущей сделки, но теперь подтвердилось предположение, что доля альянса вырастет, в том числе, за счет его второго участника.

Чемезов в пятницу сообщил, что процесс увеличения доли альянса Renault-Nissan в российском автопроизводителе до контрольной займет два-три года.

Также он пояснил, что сделка, схему которой должна будет утвердить "Тройка Диалог", будет осуществляться за денежные средства. По мнению главы "Ростехнологий", справедливая цена "АвтоВАЗа" в 2011 году по показателям прибыльности ЕBITDA вырастет с нынешних 2,4 миллиарда долларов до 2,8-2,9 миллиардов долларов. Нынешнюю оценку Чемезов объяснил тем, что сейчас на рынке низкий free float (доля акций, находящихся в свободном обращении) "АвтоВАЗа".

В Renault пока не подтверждают договоренности о сделке покупки Nissan 10% акций "АвтоВАЗа" - по словам официального представителя французской компании, еще ничего официально не решено. Котировки акций автогиганта в пятницу отреагировали на заявления Чемезова умеренно.

БЛОГ-АТАКА НА "ТРАНСНЕФТЬ"

Во вторник известный блоггер Алексей Навальный, специализирующийся на борьбе с корпоративными нарушениями, опубликовал в своем блоге материалы проверки деятельности "Транснефти", проводившейся Счетной палатой (СП) в 2008 году. Блоггер заявляет, что в подготовленных для СП отчетах компании содержатся выводы об экономических преступлениях, совершенных сотрудниками ее дочерних и подрядных организаций.

Только в процессе строительства трубопроводной системы ВСТО государству был нанесен ущерб в размере нескольких миллиардов долларов, по этим фактам необходима проверка с целью установления виновных и привлечения их к уголовной ответственности, пишет Навальный.

В тот же день в "Транснефти" сообщили, что проверка расходования средств на ВСТО была инициирована новым руководством компании, сменившимся в 2007 году, поскольку сроки строительства не соблюдались из-за недобросовестной работы подрядчиков. В самом контрольном ведомстве заявили, что подлинность этих документов еще предстоит проверить. В феврале 2009 года СП частично обнародовала данные той проверки, сообщив о выявлении ряда нарушений в исполнении контрактов.

В правительстве РФ во вторник воздержались от комментариев заявлений Навального.

"Там упоминается Счетная палата. Если бы что-то было, наверняка мы бы все узнали непосредственно оттуда", - сказал РИА Новости пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков. В среду правительство объявило "Транснефти" благодарность за завершение строительства отвода ВСТО на Китай.

В четверг глава контрольного ведомства Сергей Степашин заявил, что СП действительно проверяла "Транснефть", но сообщения о миллиардных хищениях не соответствуют действительности. Материалы по проверке были направлены в МВД и Генпрокуратуру. Ряд выявленных нарушений в ходе строительства ВСТО были устранены, и проект трубопровода в итоге "реализован неплохо", добавил Степашин.

БИРЖИ: ЕВРОПА СНОВА ПРАВИТ БАЛ

Понедельник оказался для мировых фондовых рынков днем преимущественного позитива - биржи Европы закрылись в плюсе на сильной местной статистике и активности на рынке слияний и поглощений, это вывело в плюс и российские индексы. Американские площадки в понедельник закрылись разнонаправлено.

Вторник стал днем отката назад - фондовая Европа закрылась в глубоком минусе на фоне опасений усугубления долгового кризиса в Ирландии и ужесточения монетарной политики в Китае, где могут ограничить цены на ряд товаров. Те же факторы увели вниз индексы РФ и США.

В среду обозначился свет в конце тоннеля долговых проблем - по итогам заседания глав Минфина стран еврозоны стало известно, что Ирландия ведет переговоры с Евросоюзом и МВФ о возможности предоставления финансовой поддержки. На этом фоне индексы РФ и Европы закрылись в плюсе; американские не продемонстрировали определенной динамики - картину подпортила слабая внутренняя статистика.

В четверг биржи продолжали отыгрывать позитив от ожидания разрешения ирландских проблем. Статистика по США на сей раз оказалась сильной, и американские индексы вслед за европейскими и российскими закрылись в сильном плюсе.

В пятницу Биржи ЕС и США демонстрировали понижательную динамику на новостях об ужесточении монетарной политики финансовыми властями Китая. РФ не поддались внешнему негативу - торги завершились слабым ростом.

В начале недели европейская валюта дешевела к доллару на опасениях долговых проблем еврозоны, в среду доллар достигал семинедельного максимума к евро. Но после получения позитивного известия об Ирландии евро начал отыгрывать позиции, его укрепление на Forex продолжалось до конца недели.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.