ОБОБЩЕНИЕ - Renault-Nissan получил от РФ "спасибо" и суперпредложение по АвтоВАЗу

МОСКВА, 2 ноя - РИА Новости. Альянс Renault-Nissan получил от российских властей благодарность за содействие в спасении "АвтоВАЗа" от кризиса, а также предложение увеличить долю в автогиганте до контрольной. По мнению опрошенных РИА Новости экспертов, эта сделка может произойти не раньше, чем через два-три года, и не путем прямой продажи, а через обмен акций "АвтоВАЗа" на акции Renault или Nissan.

Кроме того, альянс для сохранения 40-процентной доли на российском рынке планирует наращивать производственные мощности, в том числе и за счет российских технологий - платформа Lada Kalina, получившей широкую известность после премьерского автопробега по Дальнему Востоку, будет использоваться в автомобилях Renault и Nissan.

АВТОВАЗ: ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП ГОСПОДДЕРЖКИ

Премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе состоявшейся во вторник встречи с главой Renault-Nissan Карлосом Гоном отметил, что сотрудничество российской стороны с альянсом развивается очень продуктивно, марка Renault является очень уважаемой и в мире, и в России.

Глава правительства также констатировал, что дела у крупнейшего российского автопроизводителя ОАО "АвтоВАЗ" идут неплохо - капитализация предприятия в 2010 году увеличилась до 1,7 миллиарда долларов с 570 миллионов долларов в прошлом году. В текущем году "АвтоВАЗ" может произвести порядка 600 тысяч автомобилей.

С 1 октября зарплата на "АвтоВАЗе" была поднята на 10%. "Но самое главное, что предприятие получило при вашей поддержке и при вашем непосредственном участии программу развития до 2020 года", - сказал российский премьер, обращаясь к Гону. Также он напомнил, что Renault-Nissan вложил в российский автопром уже свыше 2 миллиардов долларов.

Со своей стороны, российские власти также не бросили автогигант в беде. Общий объем господдержки "АвтоВАЗу" составил 65 миллиардов рублей, из которых автогигант получил около 55 миллиардов рублей. Последний транш в размере 10 миллиардов рублей "Ростехнологии" предлагают направить предприятию в виде займа или допэмиссии.

На что пойдут деньги, пока не решено. По словам главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова, часть средств может быть направлена на выкуп непрофильных активов "АвтоВАЗа", соответствующие предложения будут переданы Путину до конца следующей недели.

СУПЕРПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ АЛЬЯНСА

Также на встрече речь шла о возможном увеличении доли альянса Renault-Nissan в "АвтоВАЗе". Путин заявил, что Россия приветствует такие планы, если будет достигнута соответствующая договоренность. По итогам мероприятия Гон конкретизировал российские предложения: по его словам, Путин предложил альянсу увеличить долю в крупнейшем российском производителе легковых автомобилей "АвтоВАЗе" до контрольной - 50% плюс одна акция.

Сейчас Renault, госкорпорация "Ростехнологии" и инвесткомпания "Тройка Диалог" обладают по 25% плюс одна акция "АвтоВАЗа".

"Ростехнологии" уже поддержали идею увеличить долю иностранного альянса до контроля. При этом сама госкорпорация хотела бы сохранять свой нынешний блокпакет - дополнительные 4% акций, которые достанутся ей после первого этапа допэмиссии автогиганта, она может продать компании Nissan.

Возможный рост доли Renault-Nissan к 50% может произойти за счет пакета "Тройки Диалог". В конце октября Гон говорил, что с инвесткомпанией на этот счет ведутся переговоры.

В четверг Гон назвал озвученное Путиным предложение "логичным" для альянса. "Первый этап участия в капитале "АвтоВАЗа" - это было Renault, а второй шаг - альянс Renault-Nissan", - отметил он.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ СДЕЛКЕ

Опрошенные РИА Новости эксперты интерпретируют эту идею по-разному. Аналитик ИК "Атон" Юлий Матевосов считает, что интерес Renault-Nissan усилился после того, как "АвтоВАЗ" при помощи государства продемонстрировал успешное преодоление кризиса. Около года назад подобная сделка предлагалась, но тогда альянс не заинтересовался, напомнил он.

В свою очередь, аналитик "Инвесткафе" Максим Лобада считает возможное увеличение пакета Renault-Nissan в "АвтоВАЗе" признанием того факта, что российский автопром безнадежно отстал от мировых лидеров. Жизнь завода поддерживалась только за счет госвливаний, и в свете прогнозов бурного роста автопрома в следующие несколько лет установление иностранного контроля над ним выглядит закономерно, считает Лобада.

Последнее слово по осуществлению сделки остается за Renault-Nissan, но альянс пока воздерживается от публичных комментариев. Эксперты считают, что она может произойти через два-три года, когда "АвтоВАЗ" завершит процессы реструктуризации, оптимизации производства и продажи непрофильных активов. По мнению аналитика по машиностроению ИФК "Метрополь" Андрея Рожкова, на данный момент цена 25% "АвтоВАЗа" - 500-800 миллионов долларов, если в ближайшие два-три года предприятие покажет лучшие результаты, стоимость пакета может достичь 800 миллионов - 1,5 миллиарда долларов.

По мнению экспертов, сделка будет осуществлена не путем прямой продажи, а через обмен акций "АвтоВАЗа" на акции Renault или Nissan. Путин в июне говорил, что Renault мог бы нарастить долю в "АвтоВАЗе" в обмен на передачу доли французских властей в Renault России. Между тем, Чемезов в начале октября говорил, что более вероятным является обмен акциями с Nissan.

LADA KALINA - В МАССЫ!

По словам Гона, Renault-Nissan для сохранения доли в 40% на российском рынке должен увеличить свои производственные мощности. Эти планы касаются заводов в Тольятти, Санкт-Петербурге и московского предприятия "Автофрамос". Однако, по его мнению, и этого будет недостаточно.

"Мы разрабатываем новые проекты, чтобы сохранить рыночную долю в 40%", - сказал Гон.

Кроме этого, альянс готов взять на вооружение российские технологии. По словам Гона, для производства моделей Renault и Nissan может быть использована платформа Lada Kalina. И наоборот, платформы Renault Logan и Nissan будут использованы для производства Lada, сказал глава альянса.

Он добавил, что, по имеющейся у него информации, после автопробега по Дальнему Востоку на Lada Kalina, который в августе совершил Путин, спрос на эту машину сильно увеличился, и теперь людям приходится ждать, чтобы получить ее.

"Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что кризис в автомобильной промышленности России остается позади", - резюмировал Гон.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.