МОСКВА, 2 ноя - РИА Новости. Возможное увеличение доли Renault-Nissan в "АвтоВАЗе" до контрольной опрошенные РИА Новости эксперты оценивают по-разному: одни считают это результатом успешного выхода автогиганта из кризиса, другие - следствием отсутствия перспектив для самостоятельного развития. По их мнению, сделка если и произойдет, то не раньше, чем через два-три года, и не путем прямой продажи, а через обмен акций "АвтоВАЗа" на акции Renault или Nissan.
Премьер-министр РФ Владимир Путин, встретившийся во вторник с главой Renault-Nissan Карлосом Гоном, предложил альянсу увеличить долю в крупнейшем российском производителе легковых автомобилей "АвтоВАЗе" до контрольной - 50% плюс одна акция. Сейчас Renault-Nissan, госкорпорации "Ростехнологии" и инвесткомпании "Тройка Диалог" в "АвтоВАЗе" принадлежит по 25% плюс одна акция.
"Ростехнологии" уже поддержали идею увеличить долю иностранного альянса до контроля. При этом сама госкорпорация хотела бы сохранять свой нынешний блокпакет - дополнительные 4% акций, которые достанутся ей после первого этапа допэмиссии автогиганта, она может продать компании Nissan.
Возможный рост доли Renault-Nissan к 50% может произойти за счет пакета "Тройки Диалог". В конце октября Гон говорил, что с инвесткомпанией на этот счет ведутся переговоры.
В четверг Гон назвал озвученное Путиным предложение "логичным" для альянса. "Первый этап участия в капитале "АвтоВАЗа" - это было Renault, а второй шаг - альянс Renault-Nissan", - отметил он.
УСПЕХ ИЛИ ПОРАЖЕНИЕ?
Опрошенные РИА Новости эксперты по-разному интерпретируют предложение увеличить долю альянса в российском автогиганте. Аналитик ИК "Атон" Юлий Матевосов напоминает, что Renault-Nissan примерно около года назад уже предлагалось увеличить долю в "АвтоВАЗе", но тогда альянс это предложение не заинтересовало.
"В настоящее время изменилось финансовое и коммерческое состояние "АвтоВАЗа". Если год назад российское предприятие переживало серьезный кризис и нуждалось в помощи государства, то сейчас при новом менеджменте и оказании господдержки появилась ясность в будущем - отсюда и возникший интерес со стороны Renault-Nissan", - говорит Матевосов.
Кроме того, он отметил, что сейчас "АвтоВАЗ" занимает 28% российского автомобильного рынка, и при дальнейшем грамотном управлении его доля может вырасти.
В свою очередь, аналитик "Инвесткафе" Максим Лобада считает возможное увеличение пакета Renault-Nissan в "АвтоВАЗе" признанием того факта, что российский автопром безнадежно отстал от мировых лидеров. "Попытки реанимировать автогиганта не увенчались успехом, и жизнь завода поддерживалась только за счет огромных госвливаний и господдержки", - отметил он. В свете прогнозов бурного развития автопрома в следующие несколько лет установление контроля над "АвтоВАЗом" иностранным производителем может выглядеть закономерно, полагает Лобада.
Интерес к сделке с Renault-Nissan российской стороны аналитик по машиностроению ИФК "Метрополь" Андрей Рожков объясняет тем, что "АвтоВАЗ" сейчас нуждается в инвестициях, модернизации производства, и альянс с его менеджментом может помочь в решении многих вопросов.
"Немаловажен и социальный аспект: предприятие, на котором заняты десятки тысяч рабочих (если говорить о смежных производствах, то сотни тысяч - ред.), а именно таковым является "АвтоВАЗ", необходимо обеспечить регулярными заказами, а это при нынешнем устаревшем модельном ряде сложно", - рассуждает Рожков.
По его мнению, лучше всего поддерживать производство и налаживать непрерывный приток заказов может зарубежный менеджмент. С помощью Renault-Nissan можно расширить линейку производимых в Тольятти моделей, сделать их более конкурентоспособными, уверен представитель "Метрополь".
КАКОЙ БУДЕТ СДЕЛКА?
Опрошенные РИА Новости эксперты не дали однозначного ответа, состоится ли сделка - на данный момент все зависит от Renault-Nissan, но альянс пока воздерживается от комментариев.
По мнению Рожкова, прямо сейчас получение контроля в "АвтоВАЗе" Renault-Nissan не нужно - мощностей достаточно. Но в перспективе через два-три года альянсу для удовлетворения потребностей рынка придется строить новые предприятия. "Было бы разумнее использовать и модернизировать существующие мощности "АвтоВАЗа", что гораздо проще сделать, обладая контролем", - рассуждает эксперт.
По цене, срокам и способам сделки эксперты пока дают лишь самые общие прогнозы. "Я предполагаю, что на данный момент цена 25% "АвтоВАЗа" составляет от 500 до 800 миллионов долларов, но это если сделка состоится в ближайшие полгода. В среднесрочной перспективе, то есть в ближайшие два-три года, предприятие будет модернизировано, покажет лучшие результаты, и стоимость пакета может достичь 800 миллионов - 1,5 миллиарда долларов", - рассуждает Рожков.
Он полагает, что увеличение доли Renault-Nissan может произойти через два-три года. "Сейчас покупать "АвтоВАЗ" невыгодно, поскольку завод пока находится в процессе реструктуризации, оптимизации производства и продажи непрофильных активов. Как только эти вопросы решатся, можно будет более определенно говорить и о цене предприятия", - считает аналитик.
Говоря о структуре возможной сделки, Матевосов отмечает, что "она, скорее всего, не будет проходить за кэш". По его мнению, возможно, Renault проведет допэмиссию и обменяет ее на пакет "Тройки Диалог" в "АвтоВАЗе", после чего инвесткомпания сможет продать акции Renault на свободном рынке. "А чтобы довести долю в "АвтоВАЗе" до контрольной, Renault может докупить около 5% у госкорпорации "Ростехнологии", - сказал Матевосов.
Он отметил, что "сегодня "АвтоВАЗ" стоит 2,2 миллиарда долларов и контрольный пакет может обойтись Renault в более чем 500 миллионов долларов, поэтому прямая покупка здесь маловероятна".
Путин в июне заявил, что Renault мог бы нарастить долю в "АвтоВАЗе" в обмен на передачу доли французских властей в Renault России. Между тем, Чемезов в начале октября говорил, что более вероятным является обмен акциями с Nissan.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.