МОСКВА, 14 сен - РИА Новости. Российский - как, впрочем, и зарубежный - автопром стал легкой добычей кризиса. Цифры статистики неумолимы - падение производства легковых автомобилей в России по итогам первых семи месяцев этого года составило почти 60%, а продажи упали на 51% по сравнению с январем-июлем прошлого года.
Дефицит ликвидности, огромные долги, временная остановка конвейеров, необходимость сокращения персонала, угроза социальных взрывов, падение спроса - в таких условиях работает сегодня российский автопром.
Вместе с тем, опрошенные РИА Новости эксперты настроены оптимистично. Они отмечают первые робкие признаки стабилизации и полагают, что рост продаж может начаться уже через полгода с новинок "АвтоВАЗа" и недорогих иномарок российской сборки.
Растущая локализация производства иностранных брендов, стимулирование спроса за счет субсидирования ставки по автокредитам, госгарантии - все это, по их мнению, поможет остаться автопрому на плаву. За "легковушками" последуют легкие коммерческие автомобили и грузовики - резкий рост сбыта последних ожидается после 2012 года, когда начнется запуск отложенных из-за кризиса проектов.
УБЫТКИ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ), продажи новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России за восемь месяцев сократились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 51%, или на 1 миллион штук.
Производство автомобильной техники на отечественных предприятиях в январе-июле 2009 года составило лишь 36,3% к аналогичному уровню 2008 года, подсчитали аналитики консалтинговой компании "АСМ-холдинг". Выпуск автомобилей зарубежных брендов в РФ пострадал меньше и составил 46,9% от объемов семи месяцев прошлого года.
Традиционные лидеры российского автопрома - "АвтоВАЗ" и КАМАЗ - понесли значительные убытки.
"АвтоВАЗ" по итогам первого полугодия понес убыток в размере 14,2 миллиарда рублей по РСБУ против чистой прибыли в 1,5 миллиарда рублей годом ранее. Его выручка от продажи автомобилей сократилась на 50,2%. На начало сентября крупнейший российский производитель легковых авто был должен банкам 42 миллиарда рублей.
Чистый убыток КАМАЗа за первое полугодие составил 1,6 миллиарда рублей по РСБУ против чистой прибыли в 2,6 миллиарда рублей годом ранее. Выручка от продаж автомобилей в январе-июне сократилась более чем в два раза.
В тяжелом положении оказался и ГАЗ Олега Дерипаски. Выручка ОАО "ГАЗ" по РСБУ в первом полугодии 2009 года упала на 58% - до 5,3 миллиарда рублей. Общая задолженность "Группы ГАЗ" составляет 44 миллиарда рублей. Летом правительственная комиссия одобрила предоставление ей госгарантий на 20 миллиардов рублей для реструктуризации долга.
К снижению показателей привело падение спроса, считают опрошенные РИА Новости эксперты. "Автомобиль хоть и стал средством передвижения, но попасть в категорию товаров первой необходимости ему так и не удалось", - отмечает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.
Машину покупают, только если удовлетворены другие потребности, поэтому кризис подкосил автопром одним из первых, и восстанавливаться он будет медленнее прочих отраслей, рассуждает эксперт.
ГОСУДАРСТВО СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ
Но автопром - стратегически важная отрасль, поэтому правительство приняло ряд мер по его поддержке. В частности, речь идет о госгарантиях по кредитам предприятий, субсидировании процентной ставки по автокредитам (сначала программа распространялась на машины стоимостью до 350 тысяч рублей, затем до 600 тысяч рублей), снижении тарифов на перевозку машин.
Кроме того, правительство с 12 января 2009 года на девять месяцев повысило пошлины на ввоз иномарок, теперь предполагается продлить их до июня 2010 года.
Чтобы бороться с кризисом сообща, несколько крупнейших автопроизводителей РФ объединились в холдинг "Росавто" под управлением госкорпорации "Ростехнологии".
В целом эксперты считают, что эти меры пока не оказали влияния на ситуацию в отрасли, но некоторые из них, например льготное кредитование, со временем могут стать драйверами роста.
Плохо то, что государство помогает предприятиям, а не конечному потребителю, считают они. Такой подход дает не более 3-5% роста продаж, считает Баранов.
По мнению замдиректора аналитического агентства "Автостат" Сергея Удалова, меры правительственной поддержки лишь помогли отрасли избежать коллапса. "Иначе ряд предприятий автопрома объявил бы о банкротстве", - полагает он.
Аналитик ИК "Атон" Юлий Матевосов отметил положительный эффект утилизационной премии на Западе. По его словам, "она действовала как некая "виагра" для авторынка, поддерживая спрос на определенном уровне". В России тоже возможен такой эффект, ведь около половины автопарка здесь старше десяти лет, другой вопрос - хватит ли на это денег, рассуждает Матевосов.
СОСТОЯНИЕ ТЯЖЕЛОЕ, НО СТАБИЛЬНОЕ
По оценкам экспертов, сейчас российский авторынок показывает определенные признаки стабилизации, однако в целом состояние остается тяжелым.
При дефиците доступных автокредитов и дорогом импорте спрос смещается в сторону улучшенных отечественных автомобилей (Lada Priora), а также недорогих зарубежных авто российской сборки, отмечает Матевосов.
"Мы думаем, что такой характер спроса, подкрепленный возможной премией за утилизацию автомобилей с 2010 года, а также продлением пошлин на импорт, будет основным драйвером роста конца 2009-го и, возможно, всего 2010 года", - сказал он.
Эксперт полагает, что российский рынок легковых автомобилей может достичь докризисного уровня по количеству проданных за год новых авто (порядка 2,7 миллиона единиц) не ранее конца 2011 года.
Реальное восстановление автопрома начнется только спустя полгода после того, как вся экономика будет если и не стабильно расти, то хотя бы показывать месяц к месяцу одинаковые результаты, считает Баранов.
Даже в случае, если обстоятельства в экономике будут складываться благоприятно, взрывных продаж автомобилей не ожидается, полагает Удалов.
КТО ВЫЗДОРОВЕЕТ БЫСТРЕЕ
В лучшем положении окажутся иностранные производители, которых поддерживают материнские компании и потребители, все чаще предпочитающие иномарки, рассуждает Баранов. К тому же они не так обременены "социалкой", как традиционные российские компании, которым, в свою очередь, поможет государство.
По мнению Удалова, растущая локализация производства и расширение льготного автокредитования помогут иностранным концернам поддерживать цены на приемлемом уровне.
В легковом автопроме лучшие шансы на рост имеют бюджетные иномарки российской сборки, а также продукция "АвтоВАЗа", если тот будет гибко реагировать на меняющийся спрос, считает Матевосов.
Несмотря на тяжелое положение, "АвтоВАЗ" с мая реализует собственный антикризисный план перехода к безубыточности, минимизирует издержки и уже отказался от вексельных схем при расчете с поставщиками, напомнил Удалов.
Он считает, что для этого неизбежно придется сокращать персонал. По оценке главного аналитика по машиностроению и транспорту ИК "Велес Капитал" Марины Иркли, меры по оптимизации штата и сокращению рабочего времени помогут "АвтоВАЗу" сэкономить порядка 30% фонда оплаты труда.
"По итогам года "АвтоВАЗ", по нашим прогнозам, реализует порядка 354 тысяч автомобилей. Доля автогиганта на рынке, по нашим оценкам, составит около 22%. Точка безубыточности "АвтоВАЗа" находится на уровне 600 тысяч автомобилей, таким образом, в этом году компания получит убытки уже на уровне EBITDA", - отметила она.
На рынке легковых коммерческих автомобилей закрепятся наметившиеся летом 2009 года тенденции к улучшению, полагает эксперт ИК "Атон". "По нашим прогнозам, он может выйти на докризисный уровень (более 200 тысяч авто в год) в начале 2012 года", - сказал он. Ключевыми игроками здесь останутся ГАЗ и Sollers, усилятся позиции иномарок.
Горьковский автозавод уже вышел в июне на безубыточный уровень, хотя для этого пришлось сократить около трети персонала, отмечает Удалов. Завод совершенствует свою продукцию, кроме того, если консорциум Magna-Сбербанк все-таки купит Opel, его модели, возможно, будут собирать на мощностях ГАЗа вместо Volga Siber.
По рынку грузовиков Матевосов ожидает выхода на докризисный уровень продаж (150-160 тысяч в год) к концу 2012 года, затем возможен резкий рост, связанный с запуском отложенных из-за кризиса проектов. Лидерство сохранит КАМАЗ, в сегменте среднетоннажных грузовиков упрочат позиции ГАЗ и Sollers. Традиционно высокой останется доля импорта.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.