Агентство Standard&Poor's присвоило российской компании "Аэрофлот" рейтинг корпоративного управления "РКУ-5.3" по шкале 1-10

Москва, 20 марта. /МФД-ИнфоЦентр/ В понедельник международное рейтинговое агентство Standard&Poor's опубликовало свой первый рейтинг корпоративного управления. Рейтинг корпоративного управления (РКУ) является новым продуктом, предназначенным, прежде всего, для развивающихся рынков и отражающим степень, в которой практика корпоративного управления той или иной компании отвечает интересам финансово заинтересованных лиц. В результате всестороннего исследования компании "Аэрофлот - Российские авиалинии", проведенного Службой рейтинга и оценки корпоративного управления Standard&Poor's, компании присвоен рейтинг на уровне "РКУ-5.3" по глобальной шкале от "РКУ-1" до "РКУ-10". Об этом говорится в пресс-релизе Standard&Poor's, поступившем в агентство МФД-ИнфоЦентр.

Руководитель Службы рейтинга и оценки корпоративного управления Standard&Poor's г-н Николас Брэдли прокомментировал это событие следующим образом: "Тот факт, что наш первый опубликованный рейтинг корпоративного управления присвоен столь крупной и известной компании, как "Аэрофлот", является весьма обнадеживающим как для российского рынка, так и для развивающихся рынков в целом.

Процесс присвоения рейтинга носил полностью интерактивный характер, осуществлялся при сотрудничестве со стороны руководства "Аэрофлота" и включал встречи с менеджерами, а также с внешними инвесторами, членами совета директоров компании, отраслевыми аналитиками. Был подробно изучен значительный объем информации, имеющей отношение к корпоративному управлению в компании - как находящейся в открытом доступе, так и не публикуемой. Присвоение этого рейтинга создает очень важный прецедент, и мы считаем, что рейтинги корпоративного управления станут важным новым инструментом для инвесторов и источником объективной обратной информации для тех компаний, которые стремятся к совершенствованию своей практики корпоративного управления, используя для этого сопоставления с лучшими мировыми образцами".

"Аэрофлот" является крупнейшим международным и внутренним воздушным перевозчиком в России. В 1999 году доля компании в общем объеме внутренних и международных пассажирских перевозок, осуществленных всеми российскими авиакомпаниями вместе взятыми, составила 31%. Несмотря на частичную приватизацию в 1995 году, крупнейшим акционером компании остается государство, в собственности которого закреплено 51.17% акций и которое контролирует деятельность компании.

Анализ корпоративного управления охватывает четыре основных компонента, при этом присвоенный компании общий рейтинг "РКУ-5.3" получен в результате присвоения оценок

каждому из этих компонентов: структура собственности и влияние со стороны владельцев - 4.5 (из 10); отношения с финансово заинтересованными лицами - 6.8 (из 10); финансовая прозрачность и раскрытие информации - 6.2 (из 10); структура и методы работы совета директоров - 3.8 (из 10).

Среди сильных сторон практики корпоративного управления "Аэрофлота" - сравнительно высокая степень ясности в отношении того, как определяются и защищаются права финансово заинтересованных лиц и собственников, а также хороший уровень финансовой прозрачности по сравнению с другими российскими компаниями, отмечает агентство Standard&Poor's. По ходу анализа было отмечено несколько положительных аспектов структуры и методов работы совета директоров и руководства, в частности, их активная вовлеченность во многие важные вопросы корпоративной стратегии, касающиеся бюджетирования, финансирования и организационной политики. Еще одним положительным фактором является недавнее избрание внешними акционерами независимого члена совета директоров. В анализе также отражены различные меры, которые принимались "Аэрофлотом" в последние годы с целью повышения уровня корпоративного управления в компании, такие как внедрение системы внутреннего аудита и механизмов финансового контроля, а также создание службы по связям с инвесторами.

В то же время присутствие государства в качестве крупнейшего акционера "Аэрофлота" является ограничивающим фактором с точки зрения оценки корпоративного управления в целом, т.к. доминирующее влияние данного акционера заметно как в оперативной деятельности компании, так и в структуре ее совета директоров, отмечается в сообщении рейтингового агентства. Поскольку у государства есть интересы, которые могут как совпадать с целями руководства компании в области бизнеса, так и идти с ними вразрез, практика корпоративного управления "Аэрофлота" является подверженной такому потенциальному конфликту интересов. Учитывая, что представители государства преобладают в составе совета директоров компании, существует потенциальная возможность того, что решения совета директоров будут в большей степени ориентированы на удовлетворение интересов и потребностей российского государства, а не на интересы сугубо коммерческого характера.

Показательным примером является неспособность руководства компании частично или полностью отказаться от закупок самолетов российского производства, даже несмотря на наличие четких свидетельств несоответствия этих самолетов стандартам эффективности, которым соответствуют самолеты иностранного производства, отмечает Standard&Poor's. Кроме того, из-за отсутствия в составе совета директоров специализированных комитетов остается неясным, насколько эффективной может быть роль независимого члена совета директоров с точки зрения выражения тревог и мнений внешних акционеров, не связанных с государством.

Далее, в рамках анализа были отмечены такие негативные моменты, как отсутствие каких-либо подтверждений участия совета директоров или наличия у него политики по отношению к сделкам со связанными сторонами или вознаграждению членов руководства, и нераскрытие соответствующей информации.

Негативное воздействие на присвоенный рейтинг оказали и некоторые другие важные факторы, в частности, отсутствие прозрачной информации о владельцах почти 31% находящихся в обращении акций, собственность на которые опосредована номинальными держателями и компаниями-оболочками. К негативным сторонам корпоративного управления, выявленным в ходе анализа, относится также отсутствие четкой дивидендной политики и задержки с выплатой дивидендов инвесторам, говорится в сообщении рейтингового агентства Standard&Poor's.

Другие новости

26.03.2001
12:54
Туристическая компания ООО "Мир Аэрофлота", дочерняя структура ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", начинает свою деятельность - Александр Зурабов
23.03.2001
15:25
Индексный комитет Венской фондовой биржи принял решение включить с 17 апреля 2001 года акции ОАО "Аэрофлот" в состав индекса RTX (Russian Traded Index)
23.03.2001
14:59
Акции ОАО "Аэрофлот" включены Венской фондовой биржей в состав индекса RTX (Russian Traded Index)
22.03.2001
15:46
"Аэрофлот" полностью разместил выпуск облигаций на 600 млн руб, ставка первого купона составила 21% годовых
20.03.2001
17:03
Агентство Standard&Poor's присвоило российской компании "Аэрофлот" рейтинг корпоративного управления "РКУ-5.3" по шкале 1-10
20.03.2001
14:40
"Аэрофлот" летом 2001 году увеличит частоту рейсов до 689 рейсов в неделю, в том числе на внутренних рейсах - в 1.5 раза до 231 рейса в неделю
20.03.2001
14:04
В.Окулов: ИКАО в апреле-мае планирует ужесточить требования по соблюдению уровня шума для гражданских самолетов - ситуация для российской авиации складывается драматически
20.03.2001
13:56
"Аэрофлот" намерен взять в лизинг два самолета Ту-134
20.03.2001
13:00
Размещение облигаций 1-го выпуска ОАО "Аэрофлот" общим объемом 600 млн руб. номинальной стоимостью 1000 руб. начнется с 22 марта в Секции фондового рынка ММВБ
Комментарии отключены.