МОСКВА, 14 дек - РИА Новости. После резкого спада 2020 года, когда из-за коронавируса рухнули авиаперевозки по всему миру, в текущем году ситуация в отрасли более-менее стабилизируется. Пока Россия постепенно возобновляет авиасообщение с другими странами - на данный момент летать разрешено почти в 80 стран - авиакомпании переориентировали маршрутные сети на внутренний рынок и трансформируются сами.
Минтранс по итогам года ожидает роста пассажиропотока отечественных авиаперевозчиков на 45% к прошлогоднему уровню - до 100 миллионов человек, из них 88 миллионов - только на внутренних рейсах. Прогноз вполне реален: по данным Росавиации, в январе-октябре 2021 года показатель вырос на 59% к аналогичному периоду прошлого года и достиг 94,6 миллиона человек.
"На внутрироссийских линиях рост был настолько высок, что удалось обогнать даже докризисный 2019 год. При этом мы понимаем, что немалая часть новых пассажиров, которая перемещалась по России, это те, кто не имел возможности поехать на отдых за рубеж, и вместо закрытых зарубежных направлений выбирал доступные курорты России", - сказал РИА Новости исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
Он добавил, что международные линии все еще не восстановились до докризисного уровня. Также и не всем аэропортам удалось выйти на уровень 2019 года. Но воздушные гавани, расположенные в курортных зонах, - Сочи, Симферополь, Калининград, Анапа, Геленджик и другие - показали рекордные цифры по пассажиропотоку. Для ряда игроков, в первую очередь этих аэропортов, 2021 год безусловно стал финансово успешным.
Группа "Аэрофлот" в третьем квартале 2021 года получила 11,6 миллиарда рублей чистой прибыли по МСФО (против убытка в 21,1 миллиарда рублей годом ранее), а чистый убыток компании за девять месяцев снизился в 4,9 раза и составил 16,102 миллиарда. Чистая прибыль "ЮТэйр" (Utair) по РСБУ в январе-сентябре составила 1,987 миллиарда рублей против убытка в 1,282 миллиарда годом ранее.
ЗАПАС ПРОЧНОСТИ
"Мы видим, что отрасль продемонстрировала наличие внушительного запаса прочности и способность адаптироваться к новым условиям. Были оптимизированы маршрутная сеть и расписание многих авиакомпаний, многие увеличили налет, все это позволило в очень тяжелых условиях вытянуть финансовые показатели", - рассказал Пантелеев.
По его словам, выход отечественных авиакомпаний из кризиса имел одну национальную особенность. "Если в Европе по-прежнему четко проходит граница между крупными сетевыми авиакомпаниями и лоукостерами, то в России лоукостерами стали практически все, за редкими исключениями, - надо отдать должное менеджменту", - сказал он. В этом плане, по словам эксперта, интересен проект S7 по созданию нового лоукостера Citrus. Как ожидается, он начнет полеты в 2022 году.
"Неблагоприятные обстоятельства, с которыми столкнулись авиаторы, открывают возможности. То, что казалось невозможной для выживания средой, может оказаться, напротив, питательной средой, в которой разовьются новые бизнес-модели, и это даст отрасли новую жизнь", - пояснил Пантелеев.
Самым главным и долгожданным подарком для отрасли в уходящем году эксперт назвал открытие египетского направления: власти разрешили полеты как в столицу страны, так и на курорты. Однако другие популярные зарубежные направления по-прежнему закрыты. Сложности для авиакомпаний также связаны с тем, что восстановление объемов перевозок происходило на фоне невысоких доходных ставок с одной стороны, и роста издержек из-за роста цен на авиатопливо и аэропортовое обслуживание - с другой.
"В начале пандемии, когда перевозки снизились, авиакомпании сократили расходы на оплату труда летного состава, теперь зарплаты приходится восстанавливать. Кроме того, если в прошлом году было проще договориться с лизинговыми компаниями об отсрочках и скидках, то сейчас ситуация меняется, и зачастую нужно платить в полном объеме", - рассказывает Пантелеев.
Эксперт также отметил всплеск аварийности на авиатранспорте в 2021 году - в большей степени на местных воздушных линиях. "Такого количества тяжелых авиапроисшествий у нас давно не было. В целом это очень тревожная тенденция. Причем до сих пор нет однозначного понимания, что именно привело к такому серьезному всплеску аварийности. Понятно, что растут объемы перевозок и, соответственно, нагрузка на экипажи серьезно возросла. Но авиапроисшествия достаточно разноплановые, происходят по разным сценариям, и это вызывает озабоченность", - сказал он.
В частности, 12 августа вертолет Ми-8 с туристами на борту упал в Курильское озеро на Камчатке. На борту находились три члена экипажа и 13 пассажиров, в том числе ребенок. Восемь человек выжили, из них четверо не пострадали. 22 сентября под Хабаровском разбился Ан-26, проверявший наземные средства радиотехнического обеспечения полетов. На борту находились шесть членов экипажа. 3 ноября в Иркутской области потерпел крушение самолет Ан-12 авиакомпании "Гродно", на борту которого находились семь человек. Самолет S7 Магадан-Новосибирск 2 декабря попал в зону сильного обледенения, что привело к отключению автопилота. Некоторые сигналы были потеряны, судно попало в сложное пространственное положение, никто не пострадал.
2022: ПАНДЕМИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Главным вызовом 2022 года в российской авиации по-прежнему останется COVID-19 и связанные с ним факторы. В частности - возможное внедрение проверки QR-кодов для перелетов. Замминистра транспорта Кирилл Богданов в ноябре говорил журналистам, что власти планируют ввести их уже в феврале, причем требование будет распространяться как на российские, так и на зарубежные авиакомпании.
Однако 13 декабря спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что законопроект о введении QR-кодов на транспорте будет снят с рассмотрения. По его словам, это связано с результатом диалога ГД с кабмином и учета мнений регионов и россиян. Министр транспорта Виталий Савельев заявил, что работа над законопроектом будет продолжена.
Представители ряда авиакомпаний, в том числе "Аэрофлота" и "Победы", ранее поддержали требование предъявлять QR-коды при посадке в самолет, но не при покупке билетов. Пассажиропоток на внутренних авиарейсах в России может сократиться наполовину из-за введения проверки QR-кодов о вакцинации пассажиров, заявляла РИА Новости представитель авиакомпании S7.
"Непонятно, как именно повлияет на спрос на авиаперевозки введение QR-кодов. S7 делает апокалиптические прогнозы о сокращении перевозок вдвое, другие не так категоричны. Но это очень серьезный вызов, который в случае реализации худшего сценария больно ударит по отрасли", - пояснил Пантелеев.
Источником проблем в 2022 году, по мнению эксперта, может стать новый и штамм коронавируса "омикрон": ЮАР уже закрыта, за ней могут последовать и друге страны, в том числе Египет. Среди других вызовов, на которые предстоит ответить отрасли в новом году, - высокие цены на топливо и закредитованность авиакомпаний.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.