ОБОБЩЕНИЕ - Запрещенная мечта: остановлены полеты Boeing 787 Dreamliner

МОСКВА, 17 янв - Прайм. Полеты новейшего лайнера Boeing 787 Dreamliner приостановлены – такое решение последовательно приняли Федеральное агентство гражданской авиации (FAA) США и Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) из-за участившихся за последние две недели неполадок. До совершения следующих полетов каждый из перевозчиков должен доказать безопасность литиево-ионных батарей, возгорание которых стало причиной экстренной посадки лайнера в Японии в среду.

Таким образом, продолжительность запрета зависит от каждого перевозчика и его способности обеспечить полеты. Сейчас практически все авиакомпании, имеющие в наличии эти лайнеры, самостоятельно прекратили полеты, либо запрет наложен местными властями.

К концу 2012 года Boeing поставил 49 самолетов 787 Dreamliner восьми заказчикам: японским JAL (7 бортов) и ANA (17), индийской Air India (5), польской LOT (2), чилийской LAN Airlines (3), эфиопской Ethiopian Airlines (4), катарской Qatar Airways (5) и американской United Airlines (6). Каталожная стоимость одного самолета – около 180 миллионов долларов.

Что касается России, то здесь лайнер Boeing 787 Dreamliner еще не эксплуатируется, и более того - не сертифицирован для использования отечественными авиакомпаниями. В Россию этими бортами летала лишь японская JAL.

ЛАЙНЕР МЕЧТЫ

Boeing 787— широкофюзеляжный двухмоторный реактивный пассажирский самолет, разработанный американской компанией Boeing совместно с рядом зарубежных компаний, в том числе и с российскими. Максимальное количество пассажиров (в одноклассовой конфигурации) - от 250 до 330, дальность полетов - до 16,299 тысячи километров.

У Dreamliner непростая судьба: разработка велась несколько лет, потом замораживалась из-за смены концепции.

Boeing утверждает, что "лайнер мечты" более экономичный, чем предыдущие разработки. Взгляд разработчика изменился после трагических событий сентября 2001 года, когда из-за резко подорожавшей нефти стало ясно, что в приоритете экономичность полетов, а не скорость.

Boeing 787 стал первым пассажирским самолетом такого размера, фюзеляж которого полностью изготовлен из композиционных материалов.

В июле 2012 года у Dreamliner уже были проблемы, когда японская ANA приостановила эксплуатацию пяти из 55 заказанных ранее Boeing 787 из-за угрозы коррозии двигателя.

НЫНЕШНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Задержки и отмены рейсов из-за утечек масла и топлива, возгораний аккумуляторных батарей и неполадок в тормозной системе преследуют лайнеры этого типа весь январь. Всего подобных инцидентов, в том числе в США, произошло по меньшей мере семь. Последний случай - седьмой по счету - произошел в среду в Японии: из-за задымления, вызванного, по предварительным данным, возгоранием аккумуляторных батарей, экипаж лайнера совершил экстренную посадку и эвакуировал пассажиров с помощью специальных трапов.

Японская компания - производитель батарей для Dreamliner утверждает, что ей может понадобиться несколько месяцев на изучение неполадок в работе аккумуляторов, сообщает агентство Bloomberg. «Мы сначала изучим батареи, но нам нужно проверить, заключается ли проблема только в батарее, или речь идет обо всей электронной системе. Нам нужно полностью изучить систему», - заявил представитель компании GS Yuasa Corporation Хирохару Накано.

Власти Индии временно запретили национальному авиаперевозчику Air India эксплуатацию Boeing 787 Dreamliner. Катарская авиакомпания Qatar Airways прекращает полеты пяти своих Dreamliner после ряда неполадок и директивы властей США о приостановке эксплуатации этих самолетов. Японская JAL приостанавливает эксплуатацию этих лайнеров до завершения выяснения причин неполадок.

Любой авиаперевозчик, попавший под запрет после решения контролирующих органов, будет терять на простое каждого из введенных в эксплуатацию судов, например, оплачивая стоянку. Частично эти риски могут быть застрахованы.

Кроме того, авиакомпания может не иметь самолетов аналогичной вместимости – до 250 мест, что вынудит либо совершать несколько перелетов вместо одного, либо договариваться о перевозке пассажиров по код-шеринговым соглашениям.

Имиджевые потери несет и сама корпорация Boeing, чьи акции падают несколько дней подряд. Кроме того, компании явно придется вложиться в изучение проблем, их локализацию и исправление. Первой заявление о претензиях к производителю из-за простоя подала польская авиакомпания LOT, раньше всех в Европе получившая два Boeing 787 Dreamliner.

РОССИЯ И DREAMLINER

Dreamliner еще не эксплуатируется и даже не сертифицирован в России, но два крупнейших отечественных авиаперевозчика, "Трансаэро" и "Аэрофлот" , заключили твердые контракты на поставку этих самолетов, начиная 2014 и 2016 годов. «Аэрофлоту» заказал 22 самолета этого типа, «Трансаэро» - 4. Обе авиакомпании не отказываются от контрактов, следят за расследованием европейских и американских властей.

Авиакомпания "Сибирь" , которая входит в четверку крупнейших авиаперевозчиков РФ, в 2009 году из-за финансовых проблем отказалась от заказа на 15 самолетов Boeing 787.

Японская JAL, которая летала в Россию бортами Boeing 787 Dreamliner, решила заменить их воздушными судами других модификаций. "Для замены будут использованы авиалайнеры Boeing 777 и Boeing 767", - сказал агентству "Прайм" представитель JAL в России. Например, на маршруте Москва-Токио будет использоваться Boeing 777.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.