ЕК собирается исследовать авиасоглашения с Россией на предмет нарушений

МОСКВА, 27 янв - РИА Новости. Европейская комиссия (ЕК) начала активный анализ имеющихся двусторонних соглашений в области авиационного сообщения между странами-членами ЕС и Россией, говорится в пресс-релизе ЕК.

У Еврокомиссии, в частности, вызывает беспокойство тот факт, что соглашения могут препятствовать конкуренции, а также нарушать правила ЕС о свободе осуществления экономической деятельности.

ЕК беспокоят две проблемы - отсутствие соглашений с РФ в области авиасообщения, которые бы учитывали произошедшие в 2002 году изменения в европейском законодательстве, а также взимание с авиакомпаний ЕС платы за транссибирские перелеты.

В 2002 году было завершено формирование единого европейского авиационного рынка, последней точкой этого процесса стало решение Европейского суда "об открытом небе". Согласно этому решению, все авиакомпании ЕС должны иметь одинаковые права на полеты в третьи страны и, соответственно, авиакомпании отдельных стран союза не должны иметь преимуществ при полетах в третьи страны перед другими компаниями ЕС. Как отмечается в пресс-релизе ЕК, с 2002 года с большинством третьих стран были заключены новые авиационные соглашения, учитывающие эти изменения, либо на уровне правительств отдельных государств ЕС, либо на уровне всего союза. Однако Россия остается одной из немногих стран, которые не учитывают изменения в европейском законодательстве от 2002 года.

Еврокомиссия отмечает, что отсутствие нового соглашения с РФ с учетом этих изменений создает серьезные практические трудности. Например, после покупке австрийской Austrian Airlines немецкой авиакомпанией Lufthansa Россия стала утверждать, что рейсы, выполняемые Austrian Airlines, более не покрываются соглашением о воздушном сообщении между Австрией и Россией в силу того, что авиакомпания больше не является австрийской. В ситуации, когда коммерческие права на перевозку через территорию России выдаются только на короткий период времени, это создает неопределенность относительно того, сможет ли Austrian Airlines - не признающиеся в качестве перевозчика из ЕС - совершать полеты над территорией России. Как отмечается в релизе ЕК, подобная неопределенная ситуация создалась и в других аналогичных случаях - при покупке Lufthansa бельгийской Brussel Airlines и британской British Midland, а также при слиянии нидерландской авиакомпании KLM и французского национального авиаперевозчика Air France.

Также Еврокомиссию беспокоит вопрос взимания платы с европейских перевозчиков за транссибирские перелеты, который ЕК неоднократно поднимала ранее. По мнению исполнительной власти Евросоюза, взимание платы ведет к ограничению конкуренции. Россия является единственной страной в мире, которая взимает плату за право на пролет над своей территорией. Плата за пролет над Сибирью является пережитком "холодной войны", когда воздушное пространство России было закрытым, а право на пролет над территорией Сибири можно было получить за определенную плату. По данным ЕК, в 2008 году европейские перевозчики заплатили за право полета над Сибирью около 420 миллионов евро.

Россия и Евросоюз подписали соглашение о транссибирских перелетах еще в 2007 году после долгих и непростых переговоров. Изначально ЕС настаивал на том, чтобы с 2007 года Россия постепенно начала снижать плату за пролеты в небе над Сибирью для европейских авиаперевозчиков. Кроме того, в Брюсселе требовали, чтобы все новые частоты полетов на транссибирском направлении проходили по отдельному регистру и вообще не облагались платежами. РФ была готова отменить роялти после вступления в ВТО.

При этом четыре члена ЕС - Германия, Франция, Австрия и Финляндия - заключили с правительством РФ собственные соглашения, предусматривающие уплату роялти. ЕК заявила, что эти соглашения нарушают законодательство союза, так как не предоставляют равные условия для всех авиаперевозчиков из 27 стран ЕС в соответствии с правилами "открытого неба".

Как ранее сообщал глава Минтранса РФ Игорь Левитин, российская сторона решила не снижать постепенно сборы за транссибирские перелеты до 2013 года, так как в этих платежах есть коммерческая составляющая, которую государство не может регулировать, но заявила о готовности убрать в 2010 году так называемый сбор за посадку в Москве при перелете через Россию.

По его оценке, решение об отмене сбора за посадку в Москве приведет к тому, что Россия потеряет 10-15% от общей суммы платежей. Вместе с тем, по словам Левитина, Россия предложила, чтобы за счет этой уступки ей были предоставлены дополнительные частоты полетов из России в Европу для всех отечественных авиакомпаний. Этот вопрос будет решаться в двустороннем порядке с отдельными европейскими странами.

С 2014 года в соответствии с соглашением за перелеты через территорию России будет взиматься два вида платежей - за аэронавигационное обслуживание, а также коммерческие платежи, которые получат право взимать все авиакомпании России, а не только "Аэрофлот", как это происходит сегодня.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.