ВЫБОР РИА Новости - Десять самых важных событий 2009 года в экономике

МОСКВА, 2 янв - РИА Новости. РИА Новости представляет десять наиболее значимых, по мнению корреспондентов агентства, событий ушедшего года в российской экономике.

АВТОВАЗ: ЧЕМОДАН БЕЗ РУЧКИ

Автопром стал одной из наиболее пострадавших от кризиса отраслей во всем мире, а в России снижение спроса на автомобили больнее всего ударило по флагману традиционного легкового автомобилестроения - "АвтоВАЗу". Его долги, по данным Счетной палаты, к началу декабря 2009 года достигали 80 миллиардов рублей.

Российские власти неоднократно подчеркивали, что не допустят банкротства автогиганта, подкрепляя эти заявления беспрецедентными мерами господдержки. Весной 2009 года правительство РФ выделило "АвтоВАЗу" 25 миллиардов рублей, но предприятие быстро их исчерпало и снова обратилось за помощью. Власти РФ призвали акционеров автогиганта, в частности, альянс Renault-Nissan (у Renault 25% акций "АвтоВАЗа"), разделить бремя ответственности, иначе их доля будет размыта.

Иностранные партнеры не отказались, и в ноябре было подписано соглашение о реструктуризации предприятия и выделении ему еще 50 миллиардов рублей госпомощи, а также 300 миллионов евро в виде технологий от Renault-Nissan. Из-за финансовых проблем пришлось пойти на сокращение персонала - временно ненужными, по подсчетам руководства "АвтоВАЗа", оказались около пятой части сотрудников. Для их трудоустройства выделено порядка 5 миллиардов рублей, создаются специальные центры.

БЮДЖЕТ-2009: ВПЕРВЫЕ С ДЕФИЦИТОМ

Прошлый год Россия прожила с дефицитом бюджета - такого не было уже восемь лет. При формировании бюджета дефицит планировался на уровне 8,3% ВВП, к концу года Минфин заявил, что итог будет лучше всех ранее озвученных прогнозов и составит 6,3-6,4% ВВП.

Главная причина дефицита - сохранение высокого уровня госрасходов на фоне падения цен на нефть и налоговых поступлений в бюджет. Общий объем расходов-2009 - около 10 триллионов рублей, из них свыше 1,1 триллиона рублей были направлены на антикризисные меры поддержки экономики - субсидии и госгарантии по кредитам, взносы в уставный капитал компаний с госучастием. Активную накачку ликвидности проводили и денежные власти - в пик спроса максимальный валовой объем кредитования банковского сектора со стороны ЦБ достигал 4 триллионов рублей. Беспрецедентно высоким был уровень социальной поддержки населения.

Для поддержания баланса Минфину пришлось "распечатать" накопленный в "тучные годы" Резервный фонд, из которого на покрытие дефицита было направлено около 2,7 триллиона рублей. На конец 2009 года фонд сократился до 1,9 триллиона рублей. В 2010 году он вовсе иссякнет, если цены на нефть будут держаться ниже 70 долларов за баррель, сообщил вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин.

РУБЛЬ: КОЛЕБАНИЯ ПОСЛЕ ДЕВАЛЬВАЦИИ

В январе 2009 года завершилась начатая в ноябре 2008 года управляемая девальвация рубля. ЦБ РФ ради сохранения финансовой стабильности отказался от обвальной девальвации, снижая курс рубля постепенно. Это обусловило масштабные потери: международные резервы РФ с августа-2008 до марта-2009 снизились более чем на 200 миллиардов долларов, зато позволило миллионам россиян, воспользовавшись временной форой, конвертировать сбережения в валюту.

За период управляемой девальвации рубль обесценился по отношению к бивалютной корзине (0,55 доллара и 0,45 евро) на 35%. С февраля на фоне удорожания нефти и постепенного восстановления мировой экономики он возобновил рост, правда, летом снова ненадолго подешевел на слухах о возможной второй волне девальвации.

В конце прошлого года национальная валюта снова ослабла на фоне высказываний властей о том, что Россия пока не готова к плавающему курсу рубля и традиционного закрытия клиентских операций перед новогодними каникулами. На последних торгах в конце декабря 2009 года рубль ушел на каникулы, превысив психологическую отметку в 30 рублей за доллар. Всего за год российская валюта подешевела к корзине валют на 4% в номинальном выражении.

OPEL: СРЫВ "СДЕЛКИ ГОДА"

Сделка по продаже страдающего из-за кризиса Opel, европейской "дочки" американского автогиганта General Motors, консорциуму австро-канадской Magna и российского Сбербанка претендовала на роль одного из главных событий прошлого года - если бы состоялась. Однако в результате событием года стал ее неожиданный срыв по инициативе GM.

Переговоры по сделке начались в мае. Основных претендентов было двое: австро-канадско-российский консорциум и бельгийский инвестфонд RHJ. При этом немецкие власти поддерживали консорциум, обещавший минимальную ликвидацию рабочих мест и оптимальное, по их мнению, развитие предприятия. GM же, со своей стороны, опасался, что его интеллектуальная собственность попадет "в руки русских".

Процесс согласования шел своим чередом, претенденты улучшали условия, GM колебался. К середине сентября американцы дали консорциуму "добро", но в ноябре неожиданно передумали продавать Opel, решив реструктурировать его своими силами.

Российская сторона отметила, что не пострадала от этого, однако обязательно учтет полученный урок. Правительству РФ после этого пришлось пересматривать стратегию развития отечественного автопрома - власти будут привлекать других иностранных партнеров, по мнению экспертов, европейских либо японских.

ИНФЛЯЦИЯ: В ШАГЕ ОТ РЕКОРДА

Низкий показатель инфляции по итогам прошлого года может побить рекорд трехлетней давности (в 2006 году инфляция остановилась на отметке 9%) - по данным Росстата, в последнюю неделю декабря цены не росли, а по итогам года ведомство ожидает 8,8%. Официальный прогноз инфляции - 8,8-9,0%. Это подтверждает поговорку "нет худа без добра" - резкого подорожания товаров и услуг не происходит из-за резкого падения платежеспособного спроса в условиях кризиса.

Рекордно низкая инфляция позволила Банку России в 2009 году десять раз снизить ставку рефинансирования в сумме на 4,25 процентного пункта - до исторического минимума в 8,75%. Денежные власти не смущает, что ставка рефинансирования окажется ниже годовой инфляции. Они поясняют, что она фактически является индикатором инфляционных ожиданий.

Центробанк, проводя достаточно смелую процентную политику, рассчитывает на аналогичное удешевление банковских кредитов, что будет стимулировать экономическую активность и потребительский спрос.

ВСТО: НЕФТЬ - НА ВОСТОК

В конце декабря состоялся официальный запуск в эксплуатацию первой очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО). Этот маршрут строится для транспортировки российской нефти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона - сейчас ее доля там невелика. Первые партии нефти на экспорт "Роснефть" уже отправила.

Проект реализуется в два этапа: сначала запускается участок Тайшет (Иркутская область) - Сковородино (Амурская область) и нефтеналивной терминал в Козьмино (Приморский край). На этом этапе мощность нефтепровода составит 30 миллионов тонн в год. Затем ветка трубопровода соединит Сковородино и спецморнефтепорт Козьмино. После этого его мощность возрастет до 80 миллионов тонн в год.

Для стимулирования освоения ресурсов вдоль трассы нефтепровода власти обнулили пошлину на экспорт нефти с 13 месторождений Восточной Сибири, сообщалось также о возможной отмене пошлины еще для восьми месторождений региона.

SUPERJET ВСЕ БЛИЖЕ К ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Еще одно значимое событие 2009 года - демонстрация широкой публике возможностей российского ближнемагистрального пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100, разработанного "Гражданскими самолетами Сухого" совместно с Boeing. Комплектующие поставляют известные отечественные и зарубежные компании - так, в разработке двигателей участвовала французская компания Snecma.

Мировая премьера новинки состоялась в июне во французском Ле-Бурже. А в августе на авиасалоне МАКС-2009 в Жуковском россияне смогли не только увидеть самолет в воздухе, но и посидеть в нем.

Superjet 100 - не только впечатляющая новинка, так необходимая отечественным авиапроизводителям, но и коммерчески выгодный проект. Уже есть 122 твердых заказа на этот самолет, в частности, от крупнейшего российского авиаперевозчика "Аэрофлот" и армянской авиакомпании "Армавиа". Вместе с тем, из-за задержек с поставками двигателей для Superjet компании смогут получить этот самолет не ранее начала второго полугодия 2010 года, считают эксперты.

ФАС ДОЖИМАЕТ НЕФТЯНИКОВ

ФАС уже не первый год штрафует нефтяников, но осень-2009 стала рекордной по сумме претензий. С ЛУКОЙЛа, ТНК-BP, "Роснефти" и "Газпром нефти" антимонопольное ведомство потребовало в общей сложности почти 21 миллиард рублей за завышение цен на топливо.

Такие штрафы существенны даже для нефтяников с их немалыми доходами, отмечают эксперты. Кроме того, компаниям приходится корректировать цены с оглядкой на антимонопольщиков. Так, ЛУКОЙЛ оценил свои потери от действий ФАС в прошлом году в 100-120 миллионов долларов. Нефтяники оспаривают решения службы в судах, но пока с переменным успехом: ЛУКОЙЛ проигрывает, ТНК-BP и "Газпром нефть" удалось оспорить часть штрафов.

Перманентная война надоела обеим сторонам, и осенью они сели за стол переговоров, чтобы согласовать формулу расчета конкурентной цены на топливо. Достичь согласия по основным пунктам стороны планировали до Нового года, но так и не успели, консультации продолжатся в январе нынешнего года.

В ТОРГОВЛЕ НАВОДЯТ ПОРЯДОК

В декабре все этапы согласования в обеих палатах парламента прошел буксовавший несколько лет из-за ведомственных разногласий законопроект о госрегулировании торговли в РФ, в последние дни прошлого года его также подписал глава государства. Закон вступит в силу с 1 февраля 2010 года.

В спорах вокруг документа схлестнулись не только производители и торговцы, но и разные органы федеральной власти. Сторонники документа отмечают, что усиление госрегулирования устраняет перекосы, из-за которых торговые сети получают более половины прибыли. Жестко прописаны в нем и антимонопольные меры, например, запрет торговым сетям с 25-процентной долей рынка открывать новые магазины в регионе. В ряде случаев власти на срок до 90 дней могут ограничивать цены на продукты.

В свою очередь, представители розничных компаний критикуют ряд норм, полагают, что закону понадобится корректировка, и не исключают риска повышения цен и резкого сужения ассортимента продовольственных товаров в России после его вступления в силу.

ВОДОЧНЫЙ ПЕРЕПОЛОХ

Российский рынок алкоголя окончательно перешел из ведения Минсельхоза под крыло созданной в конце 2008 года Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). В 2008 году власти уже лишили Минсельхоз "права на рыбу", переподчинив Росрыболовство правительству.

Первым громким результатом деятельности новой службы стало введение с 1 января 2010 года минимальной розничной цены на водку - 89 рублей за пол-литра. Эта мера призвана сократить оборот нелегального спиртного и уменьшить алкоголизацию населения.

Также служба разработала проект концепции борьбы с алкоголизацией на период до 2020 года и внесла в правительство законопроект о лицензировании перевозок спирта. Обсуждаются сроки введения единой ставки акциза на спирт с уплатой в момент отгрузки со спиртового завода.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.