НРК обвинила менеджмент Аэрофлота в неэффективной работе

Национальная резервная корпорация (НРК), владеющая около 30% акций "Аэрофлота", обвинила менеджмент авиакомпании в неэффективной работе. Обсудить эти претензии НРК собирается на одном из ближайших заседаний совета директоров "Аэрофлота". Менеджеры с выводами миноритария не согласны. А аналитики предполагают, что НРК подводит "доказательную базу" для смены руководства "Аэрофлота".

НРК подготовила презентацию, в которой перечислены основные проблемы "Аэрофлота". В ближайшее время, как пояснил член совета директоров авиакомпании от НРК Леонид Душатин, этот документ будет направлен в совет директоров для обсуждения на одном из ближайших заседаний. В презентации НРК перечисляет семь "грехов" менеджмента "Аэрофлота": сокращение авиапарка со 111 самолетов в 2001 г. до 89 самолетов сейчас, низкая загрузка рейсов, неспособность аэропорта "Шереметьево" обслужить возрастающий пассажиропоток и неначавшееся строительство терминала "Шереметьево-3", снижение прибыльности "дочек" авиакомпании, проигрыш исков за рубежом, высокие расходы на дистрибьюцию билетов, а также неэффективное распоряжение недвижимостью.

Как пишет газета "Ведомости", Л.Душатин указывает, что "Аэрофлот" испытывает острую нужду в самолетах для поддержания и развития маршрутной сети. "Промедление с приобретением […] новых самолетов грозит потерей рынков", - предупреждает он. А в презентации говорится, что коэффициент пассажирской загрузки "Аэрофлота" составляет 70%. Это ниже, чем у иностранных конкурентов. Кроме того, НРК указывает, что этого недостаточно для прибыльной работы компании, если она лишится доходов за право пролетов иностранных авиакомпаний над Россией (в 2003 г. они составили 272.7 млн долл.).

"Мы сформулировали, с нашей точки зрения, основные проблемы "Аэрофлота", пути решения которых хотели бы обсудить на совете директоров, - поясняет Л.Душатин. - Это конструктивная критика, не направленная на решение каких-либо кадровых вопросов". "Мы надеемся, что совместными усилиями акционеров, совета директоров и менеджмента компании будут созданы условия для устранения отмеченных недостатков и рисков, препятствующих развитию компании", - добавляет он.

Но в "Аэрофлоте" критику НРК не считают конструктивной. "Это макулатура, направленная на дискредитацию авиакомпании, - негодует гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов. - Ни один пункт не соответствует действительности". А замдиректора "Аэрофлота" Сергей Харитонов называет лукавством тезис о снижении чистой прибыли "дочек" "Аэрофлота". "Они […] знают, что суммарные доходы от деятельности наших дочерних компаний выросли, поскольку они состоят не только из дивидендов, но и из management fee", - подчеркивает С.Харитонов.

Аналитики тоже указывают на надуманность ряда претензий НРК. Ольга Окунева из "Совлинка" считает, что в стагнации "Шереметьево" виновата не компания, а правительство. А Наталья Загвоздина из "Ренессанс Капитала" отмечает, что 70%-ная загрузка самолетов - высокий показатель, лишь немного отстающий от западных авиакомпаний. "Последние годы коммерческая загрузка постоянно росла, и "Аэрофлот" - не считая доходов от "роялти" - приближается к уровню безубыточности", - говорит она.

Н.Загвоздина отмечает, что из выявленных НРК проблем "Аэрофлота" менеджменту можно вменить высокие расходы на организацию системы продаж и управление недвижимостью. "Если "Аэрофлот" получает от аренды помещений 2 млн долл., а сам тратит на аренду офисов 9 млн долл. [как значится в презентации НРК] - это ненормально, - говорит аналитик. - Построив собственный офис, "Аэрофлот" решил бы эту проблему в короткие сроки".

Н.Загвоздина считает, что своими выводами НРК пытается аргументировать необходимость смены гендиректора "Аэрофлота" Валерия Окулова. "Скорее всего, конечная цель НРК - это действительно смена руководства Аэрофлота", - соглашается Марат Ибрагимов из "УралСиба". Чиновники пока не спешат поддерживать какую-либо из конфликтующих сторон. Один из членов совета директоров "Аэрофлота" от государства лишь отметил, что НРК пока не рассылала свой отчет членам совета. "Если они вынесут этот вопрос на рассмотрение, будем в нем детально разбираться", - обещает он.

"Аэрофлот" - крупнейшая в России авиакомпания, эксплуатирует 92 самолета, в том числе 27 "иномарок". За I полугодие 2004 г. "Аэрофлот" перевез более 3 млн пассажиров, на 20.3% больше, чем годом ранее. Доходы "Аэрофлота" за I полугодие по МСФО составили 879.2 млн долл. (рост 26.3%), чистая прибыль - 83.6 млн долл. (рост в 2.2 раза). Государству принадлежит 51.17% акций "Аэрофлота", Национальной резервной корпорации (НРК) - около 30%, примерно 10% акций контролирует менеджмент.

Другие новости

20.09.2004
15:30
"Аэрофлот" за январь-август увеличил объем пассажироперевозок на 18.6% до 4.595 млн человек
17.09.2004
13:53
Правление "Аэрофлота" утвердило новый вариант логотипа компании
17.09.2004
13:52
"Аэрофлот" прогнозирует получение в 2004 г. дополнительных 40 млн долл. выручки
09.09.2004
18:54
И.Левитин: "Аэрофлот" не готов к приватизации в 2005 г
09.09.2004
11:07
НРК обвинила менеджмент Аэрофлота в неэффективной работе
08.09.2004
14:26
В.Окулов: Предложенная "Аэрофлотом" схема, по которой компании достанутся госпакеты региональных авиакомпаний, а государство получит в обмен акции "Аэрофлота", не вызывает отторжения в правительстве
08.09.2004
14:21
В.Окулов: Падение пассажирских перевозок "Аэрофлота" в последнюю неделю августа составило 3%
08.09.2004
13:28
В.Окулов: Сумма невозмещения "Аэрофлоту" экспортного НДС с начала года составила более 2 млрд руб
07.09.2004
09:46
Собрание акционеров "Шереметьево" пока не утвердило "Альфа-Шереметьево" управляющей компанией аэропорта
Комментарии отключены.