Правительство намерено заставить компании с государственной долей платить в виде дивидендов до 100% прибыли

Государство хочет заставить подконтрольные ему компании платить в виде дивидендов до 100% прибыли, пишут "Ведомости".

Такую дивидендную политику Минэкономразвития и Минимущества предлагают утвердить на заседании правительства 27 ноября. Госкомпаниям эта идея, похоже, совсем не нравится.

Частные компании все чаще проявляют щедрость по отношению к своим владельцам. "ЛУКОЙЛ" обязуется направлять на выплату дивидендов не менее 15% чистой прибыли по стандартам US GAAP, "Норильский никель" - не менее 20% прибыли. "ЮКОС" обещает акционерам не менее 40% чистой прибыли после завершения слияния с "Сибнефтью". Последняя же вообще побила все рекорды, направив на дивиденды почти всю прибыль за 2002 г. (около 1 млрд долл.).

А вот Минимущества вынуждено ежегодно сражаться с госкомпаниями за размер дивидендов и далеко не всегда выходит победителем. Чиновникам не удалось добиться от менеджеров "Газпрома" увеличения выплат акционерам по итогам 2002 г. Долгие переговоры велись с руководством РАО ЕЭС и Магнитки. А "Аэрофлот" вообще не имеет дивидендной политики, хотя совет директоров начал работу над ней почти год назад.

Чиновники хотят положить конец этой торговле. Минэкономразвития и Минимущества разработали общие принципы дивидендной политики для компаний с госучастием. Чиновники предлагают направлять на дивиденды всю чистую прибыль за вычетом отчислений в резервный фонд, а инвестпроекты финансировать за счет займов. Исключения могут быть сделаны, если заимствования "являются экономически необоснованными".

"До сезона годовых собраний советы директоров крупнейших госкомпаний утвердят соответствующие положения", - надеется сотрудник Минэкономразвития. По его словам, фиксированный минимум дивидендов для монополистов, тарифы которых устанавливает государство, должен составить около 15% от чистой прибыли. Для компаний, работающих в конкурентном секторе, эта цифра будет выше.

Выгоду от введения новых правил Минимущества подсчитало на примере двух монополий - "Транснефти" и "АЛРОСА". По мнению чиновников, "Транснефть", чья чистая прибыль в 2002 г. составила 429 млн долл., вместо 84.3 млн долл. могла бы в перспективе заплатить в виде дивидендов государству, контролирующему 75% уставного капитала, 697.2 млн долл. А от "АЛРОСА" чиновники хотят в 14 раз больше, чем в 2002 г. По расчетам Минимущества, "экономически обоснованный размер прибыли" алмазной монополии составляет не 206 млн долл. (как в 2002 г. ) , а 319 млн долл. И всю ее нужно направить на дивиденды. Минимущества также полагает, что "АЛРОСА" за аренду неприватизируемого имущества правительству Якутии должна платить "рыночно обоснованные" 70 млн долл., а не 290 млн долл.

Представители компаний с госучастием комментируют инициативу осторожно. "Роснефть" готова разработать принципы дивидендной политики, если правительство даст такое задание", - заявил руководитель пресс-центра НК Александр Степаненко. Он отмечает, что "Роснефть" и так старается финансировать свои проекты из заемных средств. В том же ключе высказался и начальник управления по связям с общественностью "АЛРОСА" Валерий Новиков. Пресс-секретарь предправления "Газпрома" Сергей Куприянов утверждает, что предложенный порядок распределения прибыли "в целом соответствует принятой в "Газпроме" дивидендной политике". А в РАО ЕЭС отказались комментировать неутвержденный документ.

Неофициально же сотрудники компаний называют предложения чиновников вредными. "Отдать прибыль можно. Откуда только деньги на капвложения взять? Ведь за заемные деньги нужно платить", - сокрушается топ-менеджер "Аэрофлота". В АК"АЛРОСА" заявили, что пересмотр системы арендных платежей в бюджет Якутии "нереален".

Стивен Дашевский из "Атона" тоже скептически относится к идеям чиновников. "Вряд ли они смогут перестроить госкомпании по образу "Сибнефти". Ее владельцы забирали себе практически все свободные деньги потому, что собирались продать компанию", - рассуждает эксперт. А вот заместитель предправления НРБ Леонид Душатин такой документ приветствует и призывает увязать в нем долю прибыли, направляемую на дивиденды, с фондом поощрения менеджеров. "Это один из первых документов, призванных привлечь инвесторов на фондовый рынок", - вторит ему член наблюдательного совета Сбербанка Вадим Клейнер из Hermitage Capital Management.

Другие новости

12.11.2003
11:07
"Аэрофлот": Информация РИА "Новости" не соответствует действительности
12.11.2003
09:55
"Аэрофлот" в 2004 г. намерен сократить свой краткосрочный кредитный портфель в 1.6 раза до 50 млн долл
11.11.2003
18:16
Чистая прибыль "Аэрофлота" по РСБУ выросла за 9 месяцев в 2.07 раза до 3.96 млрд руб
11.11.2003
12:28
Британское экспортно-кредитное правительственное агентство ECDG стало гарантом по части синдицированного кредита, который взял "Аэрофлот" для покупки самолетов Airbus
11.11.2003
09:28
Правительство намерено заставить компании с государственной долей платить в виде дивидендов до 100% прибыли
05.11.2003
16:42
Правительство Канады сократило число еженедельных рейсов "Аэрофлота" в Торонто с четырех до двух
31.10.2003
17:28
"Сухой" ведет переговоры с Аэрофлотом и Air France на поставку самолетов семейства RRJ
31.10.2003
09:21
"Аэрофлот" и канадская CAE подписали контракт на поставку авиационного тренажера самолета Airbus A320
28.10.2003
16:33
Совет директоров "Аэрофлота" принял решение о внедрении системы BSP при продаже авиабилетов на территории России
Комментарии отключены.