Скоро банки могут получить право отказываться от клиентов, которых они подозревают в отмывании денег или финансировании терроризма. Соответствующие поправки в законодательство Комитет по финансовому мониторингу (КФМ) рассчитывает провести до лета 2004 г. Большинство опрошенных газетой "Ведомости" банков поддержали проект - репутация для них дороже количества клиентов.
О подготовке поправок в Гражданский кодекс (ГК) и закон о противодействии и легализации доходов, полученных преступным путем, сказал на днях заместитель председателя КФМ Дмитрий Скобелкин. По его словам, законопроект должен быть внесен в соответствии с рекомендациями Международной организации по борьбе с преступными доходами (FATF) , но саму идею уже поддержали ведущие российские банки. "Банки в последнее время стали разборчивее, они заинтересованы в прозрачности операций, в своем имидже", - сказал Д.Скобелкин.
Он говорит, что проект поправок, который сейчас готовится, описывает "возможность одностороннего расторжения банком договора банковского счета, если банк, к примеру, подозревает и видит, что клиент проводит мошеннические, сомнительные операции, которые могут быть связаны с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма". Предполагается, что о расторжении договора банк будет информировать КФМ. Других подробностей он не раскрыл, но сообщил, что законопроект может быть внесен в Госдуму уже в этом году, а принят должен быть до лета 2004 г.
По словам заместителя председателя правления Сбербанка Александра Захарова, поправки обсуждались в Ассоциации российских банков (АРБ) и некоторые банки их действительно поддержали. "Ведь, если обнаруживается, что банк обслуживает недобросовестного клиента с сомнительными операциями и репутацией, это может ударить по его деловому имиджу, и тогда банк потеряет больше", - говорит Захаров.
Но президент АРБ Гарегин Тосунян отметил, что официального мнения на этот счет банки не высказывали: "Это вопрос, требующий тщательной проработки, - клиентов тоже нельзя обижать, мало ли кто в чем кого заподозрит". "Подозрения банков не являются и не могут быть доказательством правомерности расторжения договоров, так как относятся к оценочным категориям, в то время как понесенные клиентом в связи с этим убытки определяются в абсолютных величинах", - соглашается управляющий партнер адвокатского бюро "Лэнкс" Александр Кашкаров. Он предупреждает: в случае судебного разбирательства шансы банка доказать свою правоту крайне низки, банкам грозят убытки из-за судебных расходов и возмещения ущерба.
Председатель правления Оргэсбанка Игорь Коган уверен, что без серьезных оснований банк в ущерб себе не закроет счет, главное - максимально четко прописать условия расторжения договора, чтобы избежать исков.
Сейчас по ГК банк может расторгнуть договор с клиентом только по заявлению последнего или через суд - когда, например, год по счету не проводились операции. "Это серьезная проблема, - говорит И.Коган. - Вы видите, что операции подозрительны, но ничего сделать не можете, кроме как заблокировать операцию на 15 дней и сообщить в КФМ. А если, не дай бог, через счет происходит легализация, это серьезные репутационные риски для банка".
По мнению ряда банкиров, поправки нужны и банки будут пользоваться правом отказать клиенту в обслуживании. По мнению заместителя главного управляющего директора Альфа-банка Олега Туманова, это особенно актуально для банков, которые проводят международные операции, в первую очередь в США, где очень жесткие требования закона по проверке клиентов на отсутствие криминальных денег или связей с террористами. И если вдруг обнаружится, что российский банк проводит операции такого неблагонадежного клиента, весь его международный бизнес может быть заблокирован.
А директор департамента казначейства банка "Глобэкс" Александр Кузьмин считает, что банки будут пользоваться правом отказать клиенту в обслуживании, но "избирательно и очень взвешенно". "Эта норма будет работать, но кто захочет, ее обойдет", - говорит Кузьмин.
По информации Д.Скобелкина, банки ежедневно передают в КФМ около 3000 сообщений о подозрительных операциях клиентов, и комитет по спецфильтрам выбирает те, что могут быть "реально связаны с отмыванием денег и финансированием террористов". КФМ, по его словам, передано в правоохранительные органы "достаточно много информации", но ее оперативная разработка может занимать до 1 - 1,5 лет. А на основании данных КФМ были заведены "ряд уголовных дел".
Комментарии отключены.